Европейские театры прибывают в Петербург

В октябре нам предстоит событие, значение которого переоценить можно, но трудно. Международный фестиваль Союза театров Европы проходит в Петербурге впервые и соберет в своей программе лучшее из того, чем может похвастаться зарубежное и отчасти отечественн

<BR><BR>В октябре нам предстоит событие, значение которого переоценить можно, но трудно. Международный фестиваль Союза театров Европы проходит в Петербурге впервые и соберет в своей программе лучшее из того, чем может похвастаться зарубежное и отчасти отечественное драматическое искусство.<BR>В этот Союз, созданный великим итальянским режиссером, классиком ХХ века Джорджо Стрелером, входят театры, которые широко известны своими реальными художественными достижениями. Именно реальными, сегодняшними, поскольку участие в Союзе -- вовсе не пожизненное. Боготворить за старые заслуги тут не принято (и в этом коренное отличие от наших академических театров). МДТ вместе с театром-фестивалем "Балтийский дом" выступили организаторами всего мероприятия. С якоря сниматься, по местам стоять...<BR>Открытие фестиваля проходило в обаятельной неформальной обстановке, вполне соответствующей духу высокого и вместе с тем легкомысленного театрального искусства. На фрегате "Штандарт" участники и гости фестиваля отправились в маленький (очень маленький) поход по Неве, с тем чтобы торжественно поднять флаг Союза театров Европы, пушечным залпом возвестить городу и миру о начале театрального праздника, а также написать несколько теплых слов в адрес предполагаемых потомков, закупорить эти слова в бутылку и бросить ее в "открытое море".<BR><B>Арлекины и вакханки</B><BR>Открылся фестиваль спектаклем хозяев -- МДТ показал чеховскую "Пьесу без названия" в постановке Льва Додина. За этим спектаклем последовал гвоздь программы (не единственный, но самый почетный) -- легендарный "Арлекин, слуга двух господ" театра Пикколо ди Милано в постановке Джорджо Стрелера. Роль Арлекина в этой комедии дель арте вот уже 30 (!) лет исполняет актер Феруччо Солери, которому хорошо за 70. И спектакль при этом не теряет качества, но становится лишь лучше, как хорошее вино. Продолжится фестивальная программа шекспировской "Двенадцатой ночью" англичанина Деклана Доннелана. Национальный театр Финляндии покажет "Филумену Мартурано" Э. Де Филиппо в постановке молодого режиссера Циллы Бэк (эту историю наша публика хорошо знает по знаменитым фильмам "Брак по-итальянски" и "Развод по-итальянски"). Испанский "Театр Ллиуре" представит шекспировского "Юлия Цезаря" в постановке Алекса Риголы, Зандор Жотер из Венгрии покажет еврипидовских "Вакханок", а Габор Жамбеки -- мольеровского "Тартюфа".<BR><BR><B>Радости Някрошюса и Лупы</B><BR>С особым чувством ждут в Петербурге приезда знаменитого польского режиссера Кристиана Лупы -- и потому, что он один из признанных лидеров современного европейского театра, а еще потому, что с ним ведет переговоры о постановке спектакля наша Александринка. Лупа привозит спектакль "Калькверк" по пьесе чрезвычайно модного сегодня Томаса Бернхарда. Шекспира в переложении Хайнера Мюллера покажет румынский театр "Буландра" -- постановку под названием "Анатомия. Тит. Падение Рима" представит Александру Дарие. Предстоит Петербургe познакомиться и с детищем режиссера Ингмара Бергмана -- к некоторой нашей досаде, не с его спектаклем, а с его дочерью Эвой. Дочь гения поставила в шведском театре "Драматен" "Шведскую летнюю ночь". Вероятно, будет холодно. Совместным производством сразу нескольких театров стал спектакль гостя фестиваля, молодого поляка Кшиштофа Варликовского, -- впервые в Петербурге увидят спектакль по пьесе знаменитой англичанки Сары Кейн "Очищенные". Парижский "Одеон", поначалу заинтриговавший публику, пообещав привезти горьковских "Варваров", слова не сдержал, и увидим мы лишь моноспектакль актера Сержа Мерлена "Опустошитель" по С. Беккету. А завершится более чем 30-дневный фестивальный марафон долгожданной премьерой сразу двух спектаклей Эймунтаса Някрошюса по поэме К. Донелайтиса "Времена года. Радости весны" и "Времена года. Благо осени".<BR>Не столь важно -- осень или весна на календаре у Някрошюса. Петербургские театралы давно знают: все, что он делает, все -- благо.