Олег Вихтюк: "Частники" объединяются в ассоциацию"

Новое добровольное объединение коммерческих организаций, созданное для координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Основными задачами ассоциации являются выработка согласованной политики д

<BR><BR>Новое добровольное объединение коммерческих организаций, созданное для координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Основными задачами ассоциации являются выработка согласованной политики деятельности на рынке оказания эксплуатационных услуг в жилищной сфере Петербурга, содействие городской администрации в реализации жилищно-коммунальной реформы. Также ассоциация будет заниматься совершенствованием системы взаимодействия организаций, оказывающих услуги по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда с государственными органами, поставщиками коммунальных и иных услуг. Кроме этого будет оказываться содействие формированию обоснованной ценовой политики на рынке услуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда, налаживанию системы мониторинга цен на услуги и материалы.<BR>"В Петербурге на момент первого собрания членов ассоциации в июне кроме государственных организаций существовали 42 управляющие и эксплуатационные организации различных форм собственности. За период регистрации ассоциации, то есть за 1,5 месяца, их количество выросло до 51. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что потребность в таких услугах на рынке существует. В настоящее время на обслуживании негосударственных организаций находится 40-41% жилищного фонда объединений собственников жилья (ОСЖ). Около 60% обслуживается государственными организациями.<BR>Ассоциация создана по инициативе Комитета по содержанию жилищного фонда (КСЖФ) администрации Петербурга при активной поддержке организаций. К сожалению, как КСЖФ, так и организации сталкиваются со многими проблемами, решить которые в одиночку достаточно сложно. Ассоциация будет органом, согласующим усилия организаций, и выступит посредником между теми, кто оказывает услуги, и теми, кто принимает нормативно-правовую базу. Пока в ассоциацию вошли 10 организаций, однако готовность вступить выразили более половины организаций, работающих на рынке.<BR><BR><B>Первые итоги</B><BR>В апреле 2003 г. при КСЖФ было создано Управление по работе с ОСЖ. Создание управления связано с тем, что к тому времени накопилось много проблем в области управления жилищным фондом ОСЖ, где действует другая нормативно-правовая база по сравнению с тем жильем, которое находится в управлении государственными структурами. Доля ОСЖ в жилищном фонде приближается к 20%, и с каждым годом она увеличивается как за счет регистрации ОСЖ в действующей застройке, так и за счет строительства жилья. В абсолютном большинстве в строящихся домах создаются товарищества собственников жилья (ТСЖ). Среди бывшего так называемого государственного жилья доля приватизированных квартир уже приближается к 50%. Соответственно получается, что в настоящее время больше половины жилищного фонда находится в частных руках.<BR>В составе управления работают два подразделения: отдел организации управления и формирования договорных отношений и отдел координации деятельности по эксплуатации жилищного фонда. За время работы управления уже удалось многое успеть сделать. Во-первых, создана база всех ОСЖ, находящихся на территории Петербурга. В нее включены данные о площади домов, годе их постройки, председателе ОСЖ, обслуживающих организациях и т.д. Это значительно облегчает текущую работу. Во-вторых, проведен аналитический учет всех организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.<BR><BR><B>Проблемный ряд</B><BR>Сегодня основные проблемы ТСЖ связаны с тем, что системно не совсем верно решен вопрос с разделением функций по заказу работ, их осуществлению и контролю за их исполнением. Если эти три функции будут разделены и перестанут находиться в одних руках, то у нас появится возможность решить существующие проблемы. Что мы имеем сегодня в ОСЖ? Есть ОСЖ, которое заказывает услуги, оно же эти услуги выполняет и реально на практике проверяет, так как ревизионная комиссия связана с правлением ОСЖ. Исходя из этого заинтересованности в том, чтобы заказать то, что действительно нужно, и выполнить это надлежащим образом, вскрыть недостатки и ошибки, по определению нет. То же самое можно наблюдать и на государственном уровне, где государство одновременно выступает в роли заказчика, исполнителя и проверяющего. Пока мы эту цепочку не разомкнем, проблем не убавится. Мне кажется, что правление ОСЖ должно работать на общественных началах, может быть, с небольшой оплатой председателю и бухгалтеру. Правление заказывает работы управляющей организации. Проверку работ произведет ревизионная комиссия. Право города -- проверять качество содержания жилищного фонда и соблюдение законодательства в жилищной сфере.<BR>Я считаю, что не надо централизовать оказание жилищных услуг, то есть уборку лестниц, вывоз мусора и т.д. Этим должен заниматься каждый отдельный дом. Здесь действует такой принцип: чем ближе орган, заказывающий и контролирующий услуги, к реальному объекту, которым он управляет, тем качественнее оказываются услуги. Домовые комитеты -- это первая ступень для самостоятельного управления. Схема такая: создать домовый комитет, который объединяет жильцов, далее домком регистрирует кондоминиум, выделяет объект, которым он собирается управлять. После этого домовладельцы выбирают форму управления".<BR><BR><B>Эффективность всех форм собственности</B><BR><B>на жилые дома</B><BR>На основе математических моделей Институтом проблем управления РАН были проведены исследования эффективности всех форм собственности на жилые дома. Оценки проводились по 20 параметрам, отражающим интересы всех участников жилищно-коммунального процесса: жильцов дома, домовладельца, общества в целом, государства. В результате исследования выяснилась следующая картина: наиболее эффективной формой собственности на жилье оказались частные односемейные дома и кондоминиумы, наименее эффективной -- муниципальное жилье и самое неэффективное -- муниципальные дома с приватизированными квартирами. При этом эффективность частных односемейных домов превышает эффективность муниципальных домов с приватизированными квартирами в 9 раз.