00:0001 сентября 200300:00
12просмотров
00:0001 сентября 2003
В Государственной думе РФ вновь поднимается вопрос о тарифах на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).
Тарифы ожидает проверка временем. В Государственной думе РФ вновь поднимается вопрос о тарифах на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).<BR><BR>Тем временем представители страховых компаний полагают, что нет необходимости вносить какие-либо изменения в закон, а стоит проанализировать статистику хотя бы за год его действия.<BR><BR><br><B>Сергей Азисов,генеральный директор ОАО "Генеральная Страховая Компания"</b>:<BR><BR>"За время вступления в силу Закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" в нашей компании зарегистрировано 74 страховых случая. Средний размер выплат -- $2000, а взнос по ним же -- $100-120. Понятно, что пока количество заключенных договоров оправдывает выплаты, которые совершаются. Однако что будет зимой, когда значительно увеличивается число ДТП, -- пока прогнозировать трудно. По статистике, ежегодно число ДТП увеличивается и уже зашкаливает за все возможные пределы. Однако корректировку тарифов надо производить не раньше чем через год, когда у страховых компаний будет накоплен достаточно большой опыт и станет ясно, что именно необходимо исправить.<BR>Мы видим, что работа сотрудников ГИБДД достаточно успешна в момент ДТП. Пока все справки, необходимые для оформления страховых выплат по ОСАГО, выдаются ГИБДД вовремя, чего не скажешь, если дело касается добровольного страхования. Однако есть негативные проявления на пунктах прохождения техосмотра и МРЭО, где можно наблюдать прямое нарушение закона, который запрещает пребывание представителей страховых компаний в подобных местах. При этом нарушается основной принцип конкуренции -- равные условия для всех участников рынка.<BR>Проблема возникает тогда, когда двое или более участников ДТП признаются виновными. Как производить выплаты в данном случае? Исходя из практики добровольного страхования, в данной ситуации выплата не производится ни одному из участников ДТП. Таких случаев около 10%.<BR>С введением механизма ОСАГО, в 2 с лишним раза возрос спрос на услуги аварийных комиссаров, которые помогают автовладельцу заполнить все необходимые бумаги. Наличие штатных аварийных комиссаров позволяет пресекать случаи потенциального мошенничества.<BR>К 1 июля 2004 г. будет накоплен специальный фонд за счет 3%-ных отчислений страховых компаний. Этот фонд создается для того, чтобы выплачивать страховые компенсации тем автовладельцам, которые пострадали в ДТП от незастрахованных машин, или в том случае, если виновник ДТП скрылся с места происшествия. Мне кажется, что необходимость такого фонда очевидна, к тому же подобные фонды есть во всех странах мира, где действуют механизмы обязательного автострахования. В России появится целый ряд случаев, когда пострадавшему в ДТП неоткуда будет возмещать убытки, особенно в период, когда не все автотранспортные средства еще зарегистрированы. Представим себе ситуацию, когда человек, который, нарушив закон, не застраховал свое транспортное средство в отведенный срок, выехал на машине только в апреле месяце и тут же попал в аварию. В данном случае придется обратиться к средствам специального фонда. В дальнейшем мы увидим, хватает ли этих 3% для подобных нужд.<BR>У нашей компании есть положительный опыт работы с рядом крупных организаций, имеющих парк до 1000 транспортных средств. С этими организациями заключен договор, составлен график, по которому планомерно поступают документы, поэтому к 1 января 2004 г. все автомобили будут застрахованы. Кроме того, получила развитие такая форма взаимодействия: наряду с транспортом, принадлежащим организации, страхуют свои машины и работники".<BR><BR><br><B>Антон Рюмин, заместитель руководителя Департамента ОСАГО ЗАО "Страховое Общество "Прогресс-Нева"</b>:<BR><BR>"Мы считаем, что закон действительно нуждается в некоторых доработках. Поэтому внесение предложений по изменению, дополнению или расширению условий программы ОСАГО -- нормальная практика работы законодателей. Однако, на наш взгляд, торопиться с корректировкой тарифов не следует, потому что пока обосновать подобные изменения крайне сложно. Мы считаем, что для некоторых категорий транспортных средств действующие тарифы уже сегодня являются заниженными. С вступлением в действие закона появилась реальная возможность для накопления статистики, которую можно собрать по единым стандартам для всей страны. Собранный массив данных покажет, что нужно изменять, но делать это надо минимум через год. Для полноты картины желательно поработать без существенных изменений тарифной сетки 2-3 года.<BR>Я считаю, что нельзя определять тарифы по платежеспособности населения. В данном случае задача законодателей -- выявить те категории населения, для которых тарифы являются непомерными, и предусмотреть социальные льготы.<BR>С вступлением в силу закона нам пришлось столкнуться с целым рядом трудностей. Во-первых, для определения окончательной суммы страховой премии необходимо достаточно большое количество сведений, которые должен предоставить страхователь. На сегодняшний день многие автовладельцы не могут дать эти данные. Главным образом -- это мощность двигателя автомобиля, особенно это касается старых машин.<BR>Второй момент -- не всегда можно четко определить принадлежность транспортного средства к той или иной классификационной категории, установленной постановлением Правительства РФ. Например, автомобиль с формулировкой "фургон" или "микроавтобус" в постановлении вообще не значится. Из классификации непонятно, к какой группе относить микроавтобус: к автобусу или к легковому автомобилю? В соответствии с методикой РСА микроавтобусы и фургоны принадлежат к категории легковых автомобилей, однако многие клиенты с этим не согласны, так как в таком случае им приходится платить больше. Отсюда возникает целый ряд ненужных споров.<BR>Третья трудность -- это когда участники ДТП не полностью заполняют или вообще не заполняют извещение, что осложняет нашу работу. И это самым непосредственным образом влияет на то, насколько быстро будет произведена выплата. Я думаю, что со временем данная проблема уйдет, но было бы неплохо, если бы в автошколах будущих водителей обучали заполнять такие извещения.<BR>Четвертая проблема, с которой мы рискуем столкнуться в обозримом будущем, -- отсутствие единой информационной системы. Пока это не так важно, так как большинство страхователей обращаются за полисом впервые, поэтому у нас нет необходимости учитывать их предыдущий страховой опыт. Однако необходимость единой информационной системы проявится при возобновлении договоров страхования, то есть в мае-июне 2004 г. В случае, если такая система не будет создана, мы лишимся возможности учесть предыдущий опыт страхователей, особенно тех, которые обращаются к нам с опытом страхования в другой компании. Те справки, о которых говорится в Правилах страхования, не являются надежным документом. Нам нужен независимый источник, к которому мы могли бы обратиться и получить информацию о том или ином автовладельце. Это важно потому, что предыдущий опыт страхователя учитывается при определении коэффициента на следующий период страховки".<BR>