Андрей Сигле: от "Кино" до кино

Кто-то придумал, а все теперь повторяют: на двух стульях усидеть нельзя. А значит, хороший бизнесмен не может быть хорошим художником, и наоборот. Если это и так, то Андрей Сигле -- исключение, подтверждающее правило.

<BR><BR>Кто-то придумал, а все теперь повторяют: на двух стульях усидеть нельзя. А значит, хороший бизнесмен не может быть хорошим художником, и наоборот. Если это и так, то Андрей Сигле -- исключение, подтверждающее правило.<BR><BR>Потому что у Андрея все "без дураков". Его фирма занималась проектированием и поставкой оборудования для петербургского Ледового дворца, столичного стадиона "Локомотив", IKEA, "Мосфильма" и т.д., а сейчас начала работу над контрактом по переоборудованию Кремлевского Дворца съездов. В тоже время генеральный директор компании "Пролайн" Андрей Сигле пишет музыку для фильмов Александра Сокурова. И недавно вместе с режиссером поднимался по каннской лестнице -- перед представлением последней картины петербургского режиссера "Отец и сын".<BR><BR><B>Сессия</B><BR>Вообще-то, Андрей написал для огромного количества кино- и телефильмов. Для скольких, точно сказать сложно. Сам композитор статистики не ведет, говорит лишь, что фильмов больше 50. Больше-то больше, но насколько? В одной из его фильмографий, обрывающейся в начале 2001 года, насчитывалось уже 73 работы. Но совершенно точно можно сказать, что процентов 80 всех фильмов составляют "Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности" и другие сериальные детективы.<BR>"Я специалист по детективам? Думаю, что у нас в стране специалистов по детективам очень много. Просто в производстве таких картин больше всего. А фильмы о любви и простых отношениях между людьми только сейчас потихонечку начинают снимать. Поэтому я бы не стал говорить, что детективы -- предмет моей гордости. На самом деле мне больше импонирует работать с людьми, которые делают настоящее кино, -- Александром Сокуровым, Дмитрием Светозаровым, Виталием Мельниковым, Константином Лопушанским", -- говорит Андрей Сигле.<BR>Однако работа над музыкой ко всем фильмам вне зависимости от жанра строится по одной и той же схеме. "Обычно все происходит ночью. Есть какой-то момент, когда ты включаешься ТУДА, а все остальное выключается. Для этого в доме должно все затихнуть, все телевизоры повыключаться, все должны лечь спать, дочке надо сказку рассказать... а после этого приходишь в студию, садишься, и происходит процесс перехода из ТОЙ жизни в ЭТУ. Уцепить, как это происходит, -- невозможно. Но обычно к реальности возвращаешься только утром, когда на 2 часа опаздываешь на музыкальную студию "Ленфильма". На эти 2 часа я опаздываю постоянно. Когда бы ни сел за работу. Могу сесть на 2 часа раньше, могу за двое суток, но на студию все равно опоздаю. Потому что когда разогнался, остановиться -- все, надо вставать и ехать! -- практически невозможно", -- заметил Андрей.<BR>Таким образом, днем существует бизнесмен Сигле, а ночью -- композитор Сигле. В связи с подобным совместительством неизбежен дефицит времени. "Можно ли писать музыку для двух-трех фильмов сразу? Абсолютно да. Нужен только толчок. Как правило, таким толчком является срок. Когда ты садишься и понимаешь: если ты сегодня этого не сделаешь, то завтра уже не успеешь. Я думаю, это как у студентов во время сессии", -- сравнивает Андрей.<BR><BR><B>Параллель</B><BR>Как это ни странно, в кино и бизнес Андрей Сигле пришел практически одновременно. "Это было, безусловно, стечение обстоятельств. Я учился в Ленинградской консерватории по классу рояля. Однажды к нам приехал ректор из Шведской академии музыки, пригласил на учебу. И я попал в Шведскую академию. Там у них специальное направление -- киномузыка. У нас этому почему-то никто не учит, хотя кинокомпозитор -- совершенно особая профессия. В Академии была своя студия. И так сложилось, что все фирмы, производящие современные электронные музыкальные инструменты, считают за честь представить там свою продукцию. Ребята там играют не только классику, но и джаз, и рок-музыку, а главное -- имеют возможность все это записать. В итоге в шведской студии я проработал достаточно долгое время. Там так же, как в библиотеке: приходишь, записываешься, получаешь ключ и можешь сидеть и писать музыку", -- рассказывает Андрей.<BR>Все дальнейшее было "делом техники" в прямом смысле этого слова. "Когда я вернулся из Швеции, то неплохо представлял, что такое современная студия. И именно в это время в России появилось много западных компаний, которым нужны были представители здесь. Было забавно. Стипендия студента консерватории равнялась 40 рублям, поэтому наш кругозор был сильно ограничен. Первое, что приходит на ум: сколько можно продать и кто может купить. Мы спрашивали друг у друга: "Вот ты можешь купить?" -- "Я -- н-е-е-т". -- "А кто? Ты знаешь таких людей?" Находясь в своем определенном экономическом слое общества, нельзя было себе представить, насколько серьезен это бизнес. И кому он вообще нужен. Поэтому от предложения "Ямахи" я отказался, потому что оно мне казалось совершенно невозможным. Но потом, когда возникло другое предложение -- от фирмы "Акай", я согласился. Потому что они делают профессиональное оборудование для музыкантов и студий звукозаписи, а я к тому времени неплохо знал этот мир", -- объясняет Андрей Сигле.<BR>Композиторским же дебютом Андрея стал фильм Бахыта Келимбаева "Клещ", датированный 1990 годом. "Клещ" не только сняли, картина даже имела какой-то эфир за границей -- ее показывали в Германии, во Франции. Мне потом друзья об этом рассказывали. Это, кстати, тоже было по тем временам довольно распространенное явление, когда за границей показывали "безымянные" российские фильмы. От всего этого каждому участнику картины должны были идти какие-то проценты. По сути, создавалось "акционерное общество" или, другими словами, пирамида: приглашались люди, им платились какие-то минимальные деньги. С тем условием, что после продажи картины появится прибыль, которая будет делиться между всеми участниками съемок. Но все это, безусловно, провалилось вместе со всеми другими пирамидами. В начале 1990-х в это дело вписывали всегда и всех, но денег я так никогда и не получил", -- смеется Андрей Сигле.<BR><BR>Музыка для "Кино"<BR>В промежутке между консерваторией, Шведской академией, бизнесом и кино Андрей Сигле участвовал в записи альбомов множества российских рок-групп. В том числе он был клавишником "Группы крови" -- возможно, самого знакового альбома отечественной рок-музыки.<BR>"Конечно, это ни в коем случае не создавалась как символ поколения. Все происходило очень просто и абсолютно несерьезно. До этого Витя (Виктор Цой) никогда не использовал серьезно клавишные инструменты, и ему просто захотелось расширить аранжировочный диапазон. Поэтому меня и пригласили. Кто, я не помню. То ли Юра Каспарян, то ли Витя сам позвонил. Альбом к тому времени существовал на болванке у Леши Вишни, записанный на четырехканальной порта-студии. Студия располагалась в его малогабаритной двухкомнатной квартире. В одной комнате спали все подряд, включая и Лешу Вишню с женой. Во второй комнате была "собачья конура", выделенная под запись музыки, а все остальное место занимал СТН -- достаточно большой двухканальный ленточный магнитофон, порта-студия и др. В итоге мы с трудом нашли место, чтобы куда-то воткнуть мой семплер. Клавишные партии записывались уже на готовую фонограмму, после чего Витя поверх всего наложил вокал. Все это заняло 3 или 4... я даже не помню -- дня или ночи, потому что окна в квартире были завешены шторами. Процесс шел безостановочно. Я помню, что мне за запись этого альбома подарили коробку флоппи-дисков", -- рассказывает Андрей.<BR>После этого Адрей Сигле участвовал в записи музыки к фильму "Игла", но на концертах с группой "Кино" он никогда не играл.<BR>"Сценическая работа чрезвычайно интересна и притягательна, я же заканчивал консерваторию как концертирующий пианист, поэтому немножко коснулся взаимоотношений сцены и зала, энергии этого зала. Это очень важно; но, наверно, в следующей жизни", -- улыбается Андрей Сигле. Кино и бизнес он, кстати, тоже смешивать не любит: "А что мне делать? Приходить на переговоры и говорить: здравствуйте, я еще и композитор? Я даже "гаишникам" не раздаю кассеты с сериями "ментов", хотя, возможно, это было бы действенное оружие".