Торговцы спортивными товарами меняют гардероб...

Торговцы спортивными товарами меняют гардероб и образ жизни россиян

<BR><BR><B>Торговцы спортивными товарами меняют гардероб и образ жизни россиян</B><BR>Стремление населения к здоровому образу жизни увеличивает отечественный рынок спортивных товаров на протяжении нескольких лет на 20-30%.<BR><BR>Ежегодный рост рынка происходит по разным группам товаров. А сам рынок на 65% зависит от продукции зарубежных производителей.<BR>В России рынок спортивных товаров складывается из двух полюсов: на одном -- Москва и Петербург (на столицы приходится более 50% оборота рынка), на другом -- остальная страна. По мнению продавцов, в Москве рынок сформировался, в Петербурге -- близок к насыщению. В регионах же формирование рынка только начинается, причем неравномерно.<BR>О насыщении столичного рынка свидетельствует начавшийся процесс передела рынка. Так, компания "Пан Спортсмен" купила сеть спортивных магазинов "Джим & Тоник". В дальнейшем рынок будет развиваться по сценарию поглощения слабых игроков сильными и перераспределения рынка между тремя-четырьмя компаниями.<BR>Рост рынка в 2003 году останется на прошлогоднем уровне и гарантирован увеличивающимся желанием россиян вести активный образ жизни. Кроме того, в среде подрастающего поколения с конца 90-х существует мода на здоровье и занятия спортом.<BR>По словам продавцов, несколько лет назад наибольшие продажи наблюдались в секторах экипировки и снаряжения для игры в большой теннис и роликовых коньков. В последние 1-2 года -- для лыжных видов спорта и велосипедного спорта.<BR><BR><B>Западные приоритеты</B><BR>На протяжении 2 лет, по оценкам продавцов, сектор спортивной одежды в среднем и высокоценовом сегментах прирастает на 20-30%. Одна из популярных на Западе спортивных марок -- Columbia в 2001 году поставила на российском рынке рекорд по темпу роста продаж -- около 50% в год. У компании Benetton оборот с квадратного метра торговой площади в Москве на 10-15% выше, чем в европейских магазинах.<BR>Для германской компании Adidas-Salomon AG, являющейся крупнейшим производителем спортивной одежды в мире, российский рынок также интересен, поскольку открывает большие перспективы роста. Подтверждение этому -- открытие в феврале 2003 года в Москве самого большого магазина Adidas в мире. Его площадь -- 1150 м2. Магазины немного меньшего размера у компании есть в Париже, Токио и Стокгольме.<BR><BR><B>Позиционирование</B><BR>Спортивная одежда и обувь известных западных марок -- Adidas, Salomon, Nike, Reebok, Puma, Columbia -- позиционируются в среднем и высоком ценовых сегментах и доступны потребителям с доходом от $300 в месяц.<BR>Продукция же, рассчитанная на массового покупателя, привозится из Китая и уступает как по качеству исполнения, так и по качеству материалов.<BR>В последнее время для снижения производственных затрат и увеличения маржы Nike стала размещать заказы на азиатских предприятиях, технологический уровень которых соответствует запросам компании. Nike работает и с российскими швейными предприятиями. В 2002 году бобруйская фабрика "Славянка" подготовила партию спортивной одежды на сумму $300 тыс. Причем это не первый контракт бобруйских швейников с международной корпорацией.<BR>Для удержания рынка после кризиса 1998 года Adidas также перенесла часть заказов в Россию, отобрав фабрики с подходящим оборудованием в Твери, Иванове, Подольске и Рязани. В 2001 году в общем объеме продаж компании доля товаров, произведенных в России, составила около 75%.<BR><BR><B>Произведено в России</B><BR>Отечественные производители спортивных товаров занимаются выпуском спортивной одежды, экипировки и снаряжения для туризма и игровых видов спорта. Причем объемы производства отечественных предприятий несравнимо малы относительно объемов зарубежных компаний. Небольшие отечественные компании, специализирующиеся на спортивной одежде, не имея собственных производственных площадей и оборудования, размещают заказы на швейных предприятиях. Основная же работа подобных фирм заключается в разработке моделей, в подборе тканей и работе с подрядчиками.<BR>По мнению генерального директора ООО "Лига Спорт" Андрея Обухова, существует достаточное количество небольших отечественных фирм, продукция которых по качеству и дизайну не уступает товарам именитых зарубежных производителей, выигрывая при этом в цене.<BR>В Петербурге одним из ведущих производителей одежды для спорта и активного отдыха является компания "Айсберг", работающая на рынке более 10 лет. Компания имеет несколько фирменных магазинов Iceberg-Brunotti.<BR>Бюджет небольших компаний-производителей не позволяет проводить масштабные рекламные кампании. В то время как расходы на рекламу крупной западной компании могут составлять до 25% оборота.<BR><BR><B>Спорт и мир моды</B><BR>В последнее десятилетие спортивная одежда в России перешла в ранг повседневной. Эта тенденция сохраняется. По данным компании Reebok, только 20% клиентов покупают одежду для занятий спортом.<BR>Такое потребительское поведение заставляет компании разрабатывать новые каналы дистрибуции. Для увеличения продаж Adidas собирается осваивать российские магазины модной одежды и бутики. Компания "Рибок Россия" заявила о намерениях выводить на рынок одежду и обувь, ориентированную на модную и стильную молодежь.<BR>Крупные российские компании, осваивая рынок спортивной модной одежды, не отстают от западных. Так, сеть магазинов "Спорт Мастер", контролирующая около 50% рынка спортивных товаров в России, намерена производить одежду под собственной торговой маркой. Для реализации этой продукции в дополнение к 28 российским магазинам компания собирается построить отдельную розничную сеть. Продукция будет рассчитана на потребителей с месячным доходом от $150.<BR><BR><B>Вокруг тренажеров</B><BR>На российском рынке спортивных товаров сектор тренажеров занимает 20-30%, причем развитие этого сектора происходит за счет городов-миллионников. Основными потребителями тренажеров являются фирмы, предоставляющие спортивные услуги населению, -- фитнес-клубы, оздоровительные центры, санатории (население преимущественно приобретает некрупный спортивный инвентарь -- роликовые коньки, теннисные ракетки, велосипеды, палатки).<BR>Темпы роста фитнес-индустрии в России составляют около 50% в год. По данным исследовательского агентства MAGRAM Market Research, емкость российского рынка спортивных услуг в 2002 году составила около $250 млн, из них $150 млн приходится на московский рынок.<BR>В Москве работает около 15 крупных фитнес-центров, в Петербурге примерно столько же. Наиболее крупные -- "Планета Фитнес", World Class, Sport Line, Gold's Gym и R-Fitness,<BR>Клуб R-Fitness создан компанией "Рибок Россия" не только для оказания фитнес-услуг, но и для продвижения марки Reebok в России. Игроки рынка спортивной одежды скептически отнеслись к подобному маркетинговому ходу. Для продвижения Nike среди поклонников фитнеса "Дельта Спорт" использует другую тактику. Наиболее известные столичные клубы получают техническое спонсорство компании "Дельта Спорт". В этих клубах инструкторы экипируются исключительно в Nike, и залы оформлены с элементами фирменного стиля марки.<BR><BR><BR><B>справка</B><BR>v Первой из зарубежных производителей в Россию пришла компания Adidas. Политбюро ЦК КПСС выбрало германскую фирму для экипировки спортсменов сборной СССР для Олимпийских игр 1972 года. Немного позже московский экспериментальный комбинат "Спорт" наладил лицензионный выпуск кроссовок Adidas.<BR><BR>v В 2002 году в Москве работало более 900 магазинов, специализирующихся на продаже экипировки, оборудования и аксессуаров для спорта. На долю сетевых магазинов, в которых представлены товары разных производителей, -- "Спорт Мастер", "Пан Спортсмен", "Спорт Сити" и др., -- приходится более 70% объема продаж. По разным оценкам, общий объем столичного спортивного рынка составляет $400-800 млн в год.<BR>В Петербурге спортивный рынок представлен 200 магазинами.<BR>Российскими пионерами в продаже спортивных товаров стали фирменные магазины "Дельта-спорт", "Рибок-Россия", Adidas.<BR>Последние 1-2 года в магазинах, ранее торговавших продукцией одного производителя, наблюдается тенденция расширения товарного ряда. По этому пути пошла "Дельта-спорт", первоначально продвигавшая марку Nike.<BR>На Западе фирменные магазины Nike, Reebok, Adidas больше служат для поддержания марки и не являются основными сбытовыми каналами.<BR><BR>v Рынок спортивной одежды состоит из нескольких секторов: casual (одежда для досуга), собственно спортивная одежда и одежда для уик-эндов и путешествий. Причем секторы пересекаются. Около 80% этого рынка занимает продукция западных производителей.<BR><BR>v Поддержание спортивной формы в элитных московских клубах обходится клиентам в $1500-4000 в год. По мнению операторов, в этом сегменте рынка предложение превышает спрос. На следующем ценовом уровне работают клубы со стоимостью услуг $700-1500 в год. Средний доход потребителей услуг клубов такого уровня составляет около $600 в месяц на одного члена семьи.<BR>На самом низком уровне находятся фирмы, ориентированные на массового потребителя. Услуги таких клубов обходятся желающим поддерживать спортивную форму в $300-700 в год. Такие клубы занимают до 2/3 рынка фитнес-услуг, и конкуренция в секторе очень жесткая.<BR><BR>v Годовой оборот российского фитнес-бизнеса составляет всего $50-60 млн. В 2002 году около 3-4% россиян пользовалось фитнес-усугами. В то время как в США объем рынка в 2001 году оценивался в $11,6 млрд. Услугами же пользовалось 30-40% американцев.<BR>