Производители стеклотары увеличивают рынок

Второй год в России происходит наращивание мощностей отечественных предприятий по выпуску стеклянной тары. Ввод дополнительных технологических линий и открытие новых производств приведут в 2003-2005 гг. к существенному уменьшению разрыва между спросом и п

<BR><BR>Второй год в России происходит наращивание мощностей отечественных предприятий по выпуску стеклянной тары. Ввод дополнительных технологических линий и открытие новых производств приведут в 2003-2005 гг. к существенному уменьшению разрыва между спросом и предложением рынка.<BR><BR>Потребности российских пищевиков в стеклотаре составляют около 8 млрд стеклянных емкостей в год (без учета вторичной тары). Российские стекольные предприятия, выпускающие бутылки и банки в 2002 году, смогли обеспечить только треть потребностей рынка новой тарой.<BR>В Северо-Западном регионе в прошлом году было выпущено в 3-4 раза меньше бутылок, чем необходимо для нужд местных производителей крепких алкогольных напитков и пива.<BR><BR><B>Стекольные силы</B><BR><B>Северо-Запада</B><BR>В 2002-2003 гг. о введении новых производственных мощностей заявили ряд заводов, расположенных во всех регионах России, в том числе и в СЗФО (см. табл.).<BR>В прошлом году в стекольную отрасль Северо-Запада пришли крупные игроки. Холдинг "Веда-Система" запустил первую линию стекольного завода в Кингисеппе. В последнем месяце 2002 года введен в эксплуатацию завод в Киришах. Несмотря на небольшое количество времени, прошедшее с момента открытия предприятий, в ближайшее время готовится запуск вторых производственных линий.<BR>В Гатчинском районе собирается наладить производство темных бутылок ЗАО "Техноспецсталь-Инжиниринг".<BR>Тимофеевский стекольный завод, завершив весной 2003 года реконструкцию завода в поселке Плоское, приступит к созданию второй производственной площадки в Луге на базе бывшего филиала Колпинского комбината строительных материалов (см. табл.).<BR>С введением всех предполагаемых мощностей к 2005 году дефицит с тарой на Северо-Западе может быть решен. Количество выпускаемых в регионе бутылок для водочной продукции в 2005 году увеличится в 3 раза по сравнению с суммарными показателями 2002 года, для пивной продукции -- в 7 раз.<BR><BR><B>В поисках бутылок</B><BR>Неудовлетворение региональными стекольными заводами потребностей северо-западного рынка заставляет производителей напитков работать со стекольщиками из других регионов.<BR>Стеклотару для своей продукции ликероводочные и винодельческие предприятия Северо-Запада уже давно закупают в Центральном регионе.<BR>Так, "Ливиз" заказывает бутылки в Тверской и Воронежской областях, "Ладога" -- в Тверской и Владимирской областях, "Вилаш" -- в Вологодской области.<BR>Пивоваров обслуживают местные стекольные предприятия и заводы Центральной России. В отличие от производителей водки, не пользующихся оборотной тарой, производителей пива спасает от тарного дефицита использование оборотных бутылок. Их доля в отрасли остается высокой. Комбинат им. Степана Разина ежемесячно вводит около 10% новой тары, пивоваренная компания "Балтика" -- около 30%, а в летние месяцы -- 10%, московская Sun Interbrew -- 10-20%.<BR><BR><B>Лицо товара</B><BR>Развитие "премиальных" сегментов напитков заставило производителей искать новые формы для своей продукции. Стали предъявляться требования не только к качеству, но и к дизайну бутылок.<BR>Такой подход к таре заставил многие компании пересмотреть состав поставщиков. До осени 2002 года ООО "Браво Интернешнл" (марка "Бочкарев") закупало обычную бутылку на Тимофеевском стекольном заводе. Вследствие перепозиционирования марки "Бочкарев" в более высокий ценовой сегмент компания перешла на использование оригинальной бутылки из Германии.<BR>Для премиальных марок "Парнас" и "Карлсберг", занимающих 1% от общего объема производства, "Балтика" закупает бутылки на Покровском стекольном и Московском электроламповом заводах.<BR><BR><B>Качество прежде всего</B><BR>Проблема качества бесцветной тары вынуждает производителей крепких алкогольных напитков и пива для "премиальных" марок искать зарубежных поставщиков бутылок. Высокоценовой сегмент, в котором позиционируется элитная продукция, позволяет работать с европейскими производителями тары, поскольку маржа в этом сегменте обычно составляет около 100%.<BR>Тем не менее производители напитков ищут возможности снизить расходы на тару. По словам менеджера по закупкам Пивоваренной компании "Тинькофф" Галины Баклицкой, компания заказывает бутылки в Германии, но в то же время разместила пробные заказы на "Веда-ПАК". В случае удовлетворительного качества продукции кингисеппского завода компания перенесет заказы на Северо-Запад. В этом случае затраты на бутылки снизятся в 2 раза.<BR>Отсутствие качественных бесцветных бутылок для удовлетворения собственных нужд, по словам директора по связям с общественностью компании "Веда" Михаила Утянского, подтолкнуло компанию к строительству завода. До 1998 года бутылки закупались в Нидерландах.<BR><BR><B>Альтернатива стеклу</B><BR>Больше года на российском рынке наблюдается сокращение сектора пива в стеклянных бутылках, которое происходит за счет роста сектора баночного пива. По данным заместителя руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Александра Троицкого, с 2001 года сектор бутылочного пива постоянно уменьшался. За 1,5 года пиво в алюминиевой банке "отвоевало" у пива в стекле около 10% рынка. При этом доля пива в ПЭТ-таре осталась неизменной (см. табл.).<BR>На мировом рынке пивовары также все больше склоняются к использованию ПЭТ-тары, хотя до недавнего времени отвергали этот вид упаковки.<BR>Если петербургские пивовары делают основную ставку на выпуск продукции в баночно-бутылочном исполнении, то московские активно продвигают пиво в ПЭТ-упаковке. Так, компания Sun Interbrew (владелец торговых марок "Клинское", "Толстяк", "Сибирская корона" и др.) разработала упаковку "Пивопак" из нового материала (внешне похожего на ПЭТ), которая способна предохранить напиток от воздействия кислорода. Новая упаковка разработана "Интербрю" совместно с итальянской компанией Gruppo Mossi&Ghisolfi.<BR>В 2003 году компания планирует выпустить 50% своей продукции в пластиковых бутылках и в "Пивопаках", запустив в течение года три упаковочные линии в Саранске, Клину и Иванове.<BR>