Петербург и Япония ищут "знаки приветствия"

Структура экспорта в Японию совершенно не соответствует структуре производства в Петербурге.

<BR><BR>Структура экспорта в Японию совершенно не соответствует структуре производства в Петербурге.<BR><BR>Этой проблеме был посвящен на прошлой неделе семинар "Россия-Япония: взгляд в XXI век", который прошел на минувшей неделе в Шуваловском дворце.<BR>Так, доля машиностроительного комплекса в общем объеме промышленного производства Петербурга в 2001 году составляла 34%, что в 2 раза выше среднероссийского показателя, а удельный вес продукции машиностроения, поставляемой в Японию, -- всего 2,94%. В то же время почти 81% петербургского экспорта составляет алюминий, тогда как в структуре промышленности Петербурга на долю черной и цветной металлургии приходится лишь 4,36% против 14% в среднем по России. В советский период и на начало перестройки доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте не падала ниже 25%, а по Ленинграду этот показатель был еще выше. В настоящее время суммарный объем торговли между Россией и Японией составляет $4 млрд, что в 45 раз меньше, чем между Японией и США, и в 12 раз меньше, чем между Японией и Китаем. Доля Японии во внешнеторговом обороте России не превышает 3%, а доля России во внешней торговле Японии -- менее 1%. На долю Японии приходится лишь 3% российского экспорта товарами, а экспорт технологий в Японию составляет 54,6% всей стоимости проданных за рубеж технологий. Причем по стоимости оборота технологиями с Японией у России сохраняется положительное сальдо, т.е. Россия продает технологий (на $209,9 млн) больше, чем покупает (на $110,9 млн).<BR>Таким образом, российско-японские экономические отношения пока ограничиваются торговлей. Из России в Японию утекают сырье, морепродукты и лесоматериалы, а из Японии экспортируются техника и автомобили.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR>Валерий Глейзер, генеральный директор ЗАО "Геодезические приборы":<BR>"ЗАО "Геодезические приборы" работает на рынке с февраля 2001 года. Стратегическими партнерами нашей фирмы являются ЗАО "Геостройизыскания" (Москва) и фирма Sokkia (Япония). Последняя работает на российском рынке не один десяток лет. Европейское представительство фирмы Sokkia расположено в Амстердаме. Здесь находятся склад современной продукции, служба логистики и сервисно-метрологический центр. Техника из Японии поступает в Европейское представительство фирмы Sokkia, а со склада представительства по предварительным заявкам распределяется по многим странам Европы, среди которых Англия, Италия, Германия, Финляндия, страны Балтии, Польша, Россия. Российское представительство фирмы Sokkia расположено в Москве, в ЗАО "Геостройизыскания", откуда геодезическая техника поставляется в Петербург. При указанной схеме поставок обеспечиваются ритмичность снабжения продукцией и оперативность сервисного обслуживания (в Москве на территории ЗАО "Геостройизыскания" находится сервисный центр, оснащенный современным оборудованием). В Петербурге сервис-центр расположен в ЗАО "Геодезические приборы", и ему предстоит процесс развития".<BR><BR>Сергей Фомин, генеральный директор ОАО "Завод бытовой техники":<BR>"В 1995 году в Петербурге был подписан меморандум между НПО "Импульс" и японскими фирмами Мitsui и Sаnуо Electric по проекту организации на базе петербургского предприятия производства электробытовых товаров по лицензии Sаnуо. В основе проекта, срок реализации которого составлял 18 месяцев, лежал заключенный в ноябре 1994 года контракт. В соответствии с ним Sапуо Electric поставило НПО "Импульс" комплектный завод по производству микроволновых печей и других электробытовых товаров. Финансирование проекта общей стоимостью $51 млн осуществлялось Экспортно-импортным банком Японии и ВNР Dresdener Вапk.<BR>Посредником между НПО "Импульс" и Sanyo стала японская компания Мitsui, которая нашла и источники финансирования проекта: 85% от общей стоимости планировал выделить "Эксимбанк Японии", а 15% -- ВNР Dresdner Вank под гарантию Внешэкономбанка.<BR>По условиям контракта, на первом этапе поставок новый завод АООТ "Импульс ЭЛБИТ" получило 70 тысяч сборочных комплектов СВЧ-печей. Второй этап включал поставку сборочного и контрольно-измерительного оборудования. Предполагалось, что проектная мощность завода будет 300 тысяч СВЧ-печей в год. Однако из-за отсутствия оборотных средств и известной торговой марки АООТ "Импульс ЭЛБИТ" не смогло выйти на проектную мощность производства микроволновых печей и, как следствие, вернуть кредиты. Компания обанкротилась, а ее оборудование было передано ОАО "Завод бытовой техники". Сейчас завод ежемесячно выпускает на нем микроволновые печи, электрочайники и масляные радиаторы на сумму 1 млн рублей".<BR><BR>Николай Масленников, управляющий отдела по корпоративным вопросам компании JTI:<BR>"В России JTI присутствует с 1992 года и является крупнейшим производителем табачной продукции. Это первая международная табачная компания, вложившая средства в российскую табачную промышленность. Сейчас она является крупнейшим японским инвестором в России и крупнейшим инвестором в российскую табачную отрасль (общий объем прямых инвестиций в экономику России составляет $500 млн). Кроме того, это один из крупнейших налогоплательщиков (объем выплат в бюджеты различных уровней в РФ с 1992 года составил свыше $500 млн). Производственный комплекс "Петро" в Петербурге -- наиболее крупное и современное табачное производство в России. Сейчас JTI является крупнейшей табачной фабрикой в мире (объем производства в 2000 году составил 50 млрд сигарет)".<BR>Игорь Павлов, президент гильдии переводчиков и гидов японского языка "Партнер":<BR>"За последние 5 лет значительно выросло число посещающих Петербург японских туристов. По данным турфирм, принимающих туристов из Японии, в настоящее время Петербург ежегодно посещают около 20 тысяч японских гостей.<BR>До 2001 года ежегодный прирост составлял около 30%, и казалось, что у этого рынка прекрасные перспективы. Однако в 2001 году общее количество выезжающих за границу японцев сократилось на 9% (в 2000 году -- 17.819 тысяч человек, в 2001 году -- 16.215 тысяч человек). Это связано с террористическими актами в Нью-Йорке. При этом количество японских туристов в Петербурге не уменьшилось, но и не произошло ожидаемого роста. В 2003 году, вероятно, роста числа японских туристов в Петербурге снова не произойдет. На этот раз причина -- празднование 300-летия города и связанные с этим ограничения по приему иностранных гостей.<BR>Наибольших успехов добиваются японские туристические компании, работающие в России 6-7 лет и имеющие здесь собственные филиалы. Прием в Петербурге осуществляют шесть-семь фирм, из которых две имеют иностранный капитал и обслуживают в Петербурге 12-13 тысяч японских туристов. Остальные -- российские частные предприятия, которые обслуживают 7-8 тысяч туристов. Выезд жителей Петербурга в Японию организуют четыре-пять турфирм. В Японии приемом российских туристов занимаются также четыре-пять компаний, имеющих давние связи с Россией".<BR><BR>Татьяна Николаева, заведующая кафедрой экономического образования Российского Государственного университета им. Герцена:<BR>"В Петербурге работает около 500 организаций, выполняющих исследовательские работы (это не считая 53 государственных вузов, в которых тоже ведется определенная исследовательская работа). Не случайно в связи с этим в ближайших планах руководителей государства значится создание в Петербурге на базе СПбГУ крупнейшего наукограда России. Для сравнения, в Японии два главных наукограда -- Цукуба и Кансаи. Цукуба был создан как комплекс национальных институтов по инициативе правительства Японии, а Кансаи есть результат региональный инициативы, проявленной представителями академического сообщества, бизнеса и местных властей. К сожалению, конкретных примеров научно-технического сотрудничества между исследовательскими центрами Петербурга и японских наукоградов в официальных источниках обнаружить не удалось. Но зато есть официальные статистические данные по объемам торговли технологиями между Россией и Японией".<BR>