Спрос на сталь растет за границей, а цены -- в России

Уроссийских металлургов на внешнем рынке началась белая полоса, а на внутреннем продолжается черная, но с ярко выраженным белым пятном.

<BR><BR>Уроссийских металлургов на внешнем рынке началась белая полоса, а на внутреннем продолжается черная, но с ярко выраженным белым пятном.<BR><BR>Основные потребители черных металлов в России -- машиностроители (47% всего потребления металлов) -- с конца прошлого года, если не сокращают производство, то с трудом сдерживают падение.<BR>Так, выпуск легковых автомобилей в январе 2003 года снизился на 30%, до 53,4 тысячи машин. Только производители грузовиков поддерживают родных металлургов. В январе они увеличили производство на 2,5%, до 12,7 тысячи машин.<BR>Не лучше обстоят дела у судостроителей. Перспективы получения новых заказов в этом году у них пока туманные. Российские заказчики тянутся на запад. Например, Министерство транспорта РФ собирается построить в Финляндии в 2004-2005 годах 15 портовых ледоколов. Предполагаемая сумма сделки -- 600 млн евро. Это не больше не меньше 16% емкости российского рынка судостроения.<BR>Аналогичная ситуация в авиастроении. Главный акционер ОАО "Аэрофлот" -- Российское государство -- укрепляет сотрудничество с Европой путем закупки 18 самолетов среднего радиуса действия компании Airbus -- А319 и А320. Отечественным авиастроителям остается видеть такие контракты во сне.<BR>У станкостроителей тоже незавидное положение: импорт побеждает отечественную продукцию (см. "ДП" №187/02, www.dp.ru).<BR><BR><B>Надежда металлурга</B><BR>Только строительная индустрия оправдывает надежды металлургов. В структуре потребления металлов она занимает пока второе место (см. таб.). И при сохранении положительной динамики промышленности строительных материалов и объемов строительства лет за 10 стройиндустрия догонит машиностроение по объемам потребления черных металлов. А может, и быстрее.<BR>Ведь, как правило, организуя новые производства, предприниматели закупают иностранные технологии, оборудование. А производственные корпуса, инженерные сооружения и коммуникации возводят российские строители, используя отечественную арматуру, трубы и прочее.<BR>Дозревает до крупного потребителя металлов российское жилищно-коммунальное хозяйство. Рано или поздно, постепенно или в аварийном порядке коммунальные службы меняют водопроводные, газовые трубы, проводят капитальный ремонт домов. На модернизации электросетей зарабатывают производители цветных металлов. Но это уже другая история.<BR><B>Беда не приходит одна</B><BR>Ухудшение ситуации в российской промышленности совпало с улучшением конъюнктуры на внешнем рынке. Спрос на черные металлы за пределами России растет, подгоняя цены. И отечественные металлурги пользуются этим. Наибольший прирост экспорта пришелся на второе полугодие 2002 года, когда страны Евросоюза, США, Китай сняли действовавшие в первом полугодии 2002 года ограничения на импорт российской стали.<BR>И в прошлом году российские металлурги довели валютную выручку до $8,1 млрд. Это на 13,3% больше, чем в 2001 году. Не меньшими темпами они собираются наращивать экспорт и в текущем году, поднимая цены.<BR><BR><B>Рост цен еще впереди</B><BR>В марте 2003 года началась очередная волна повышения цен на основные виды продукции черной металлургии. Российские производители арматуры, листового проката -- ОАО "Запсиб", ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" -- подняли отпускные цены на 5-7%.<BR>И это не предел. Например, в 2002 году относительно 2001 года отпускная цена листовой горячекатаной стали в России выросла на 15%. В то же время за ее пределами этот товар подорожал на 56%.<BR>Так что мартовское повышение цен не последнее в этом году. Это подтверждает динамика экспорта-импорта металлов: сокращение поставок на внутренний рынок создаст дефицит и поднимет цены.<BR>Подорожание импорта снизило спрос на него. И иностранная продукция начала отступать. Например, ввоз стальных труб в Россию по итогам 2002 года сократился на 34%.<BR>В немалой степени этому помогло и Правительство России, установив квоты на импорт стальных труб большого диаметра с Украины. Помимо этого с августа по декабрь 2002 года правительство ввело запретительные пошлины на арматуру и оцинкованный лист с Украины и из Казахстана.<BR>В это время спрос на эти товары находился как раз в высшей точке. Склады металлоторговых компаний опустели в мгновенье ока, и начался рост цен по всем товарным позициям строительного металла. И его основные производители -- ОАО "Запсиб", ОАО "Мечел", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Северсталь", ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат" -- смогли довести загрузку производственных мощностей до 95% и удовлетворить отложенный спрос.<BR>Украина не намерена оставлять все как есть. И с начала 2003 года договаривается с Россией об увеличении квот на импорт труб. Россия пока согласилась снять ограничения на трубы, а также отменить 20%-ную пошлину на ввоз с Украины арматуры, но только к началу 2004 года.<BR><BR>Только если...<BR>Это год у металлургов может стать лучшим с начала рыночных реформ. Если, конечно, они опять не попадут под антидемпинговое расследование в странах-импортерах. Волна ограничений импорта стали обычно начинается весной и заканчивается к осени. В это время поставщики металлов по всему миру энергично заключают контракты с покупателями. И всячески нейтрализуют конкурентов.<BR>Так, в конце февраля крупнейший сталелитейщик Австралии -- BHP Steel -- обвинил металлургов Японии, Китая, Южной Кореи и Индонезии в том, что они ввозят в страну товар по демпинговым ценам. И правительство Новой Голландии в ближайшее время начнет антидемпинговое расследование против перечисленных стран. А это значит, что покупатели остерегутся заключать с ними договора. Россия в этот раз не оказалась в списке подозреваемых. Просто черные металлы в Австралию она не отправляет.