Калининградские авиаторы потеснили военных

ГУАП "Калининградавиа" получило в хозяйственное ведение имущественный комплекс местного аэропорта Храброво. Он является территорией совместного базирования авиации Министерства транспорта и Министерства обороны России.

<BR><BR>ГУАП "Калининградавиа" получило в хозяйственное ведение имущественный комплекс местного аэропорта Храброво. Он является территорией совместного базирования авиации Министерства транспорта и Министерства обороны России.<BR><BR>Согласно распоряжению, подписанному председателем Правительства РФ Михаилом Касьяновым 6 марта, ГУАП безвозмездно получит взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку РД-5 и перроны международного и внутреннего секторов.<BR>"Мы добивались этого разрешения 1,5 года, -- прокомментировал приобретение Виктор Крисковец, генеральный директор ГУАП "Калининградавиа". -- Конечной целью передачи нам части военной полосы и прочих объектов является возможность привлечь деньги негосударственных структур в реконструкцию государственного предприятия".<BR><BR><B>Минимум и максимум</B><BR>Из первоочередных мер предполагается удлинить полосу до 3,4 км (что достаточно для приема "Боинг-747"), обустроить перроны и взлетную дорожку, далее -- закупить навигационное оборудование и построить аэродромный комплекс.<BR>По информации руководства "Калининградавиа", на начальный этап потребуется не менее 50 млн рублей для стабилизации финансового положения ГУАП, а для реализации проекта полной реконструкции аэропорта Храброво -- не менее $100 млн. Однако, по словам Виктора Крисковца, главной инвестиционной надеждой у калининградских авиаторов остается Федеральное Правительство, поскольку местный бюджет не в состоянии дотировать убыточное ГУАП. Стартовым капиталом для аэропорта Храброво может стать достаточно большая территория аэропорта, где руководство госпредприятия планирует наладить перевалку и обработку грузов из Европы в Россию и обратно. "Сохранность и развитие аэропорта Храброво -- вопрос политический, а не только экономический", -- говорит Виктор Крисковец.<BR><BR><B>Большая земля</B><BR>Храброво -- единственный в эксклаве воздушный порт. Аэродром эксплуатируется совместно гражданской и военно-транспортной авиацией с 1965 года, принимает самолеты ТУ-154М, ТУ-134А, АН-24 и ЯК-40. Возможность связи с "большой землей" у калининградцев в перспективе сократится. По разным данным, ежегодно на "материк" отправляется железнодорожным транспортом от 600 до 800 тысяч человек, автомобильным -- около 300 тысяч, примерно вполовину меньше -- паромами.<BR>К слову, паромная переправа, в которую вкладывают средства и Правительство, и частные лица, нынешней зимой функционировала с перебоями из-за замерзшего Финского залива.<BR>Преимущество воздушных перевозок -- безвизовый выезд, однако цена на билет до Москвы остается достаточно высокой -- от 2,5 тысячи рублей. При условии дотирования Храброво сможет увеличить пассажиропоток с нынешних 200 тысяч человек до 1 млн. При этом крупнейшим перевозчиком на калининградском направлении остается ГТК "Россия".<BR><BR><B>Последствия</B><BR>В минувшем году ГУАП "Калининградавиа" пережило банкротство. Оставить воздушные ворота Калининграда открытыми удалось только путем мирового соглашения между госпредприятием и тремя московскими компаниями, входящими в группу "Московское речное пароходство". Кредиторская задолженность ГУАП была конвертирована в акции созданного ОАО "Калининградавиа" на сумму 196 млн рублей, что являлось условием соглашения.<BR>ОАО осуществило первые полеты только в начале марта. ГУАП пришлось передать ОАО здание аэропорта и часть авиапарка, оставив себе из 11 ТУ всего пять, из них сейчас задействовано только три машины. Столичный бизнес сейчас владеет 52% акций ОАО, а ГУАП -- 35%-ным пакетом акций, но готов его продать. "Нам нужно покрыть оставшиеся долги", -- признался Виктор Крисковец. Сейчас в Храброво работают, по сути, три оператора -- ГУАП "Калининградавиа", ОАО "Калининградавиа" и дочернее предприятие Северо-Западной службы аэронавигации.<BR><BR><B>В полку не прибыло</B><BR>"ДП" уже сообщал о проекте реконструкции и возможности совместного базирования гражданских судов и военных самолетов на аэродроме в Кречевицах (Великий Новгород) (см. "ДП" №230/02, www.dp.ru). По словам Олега Чебышева, начальника штаба полка транспортной авиации, о передаче имущества военной авиации в руки гражданских речь никогда не шла, а совместная эксплуатация аэродрома пока остается декларативным заявлением новгородских властей. Федеральные власти вместе с правительством региона обещали найти около $2 млн в течение 2003-2004 годов. Однако пока эти обещания остаются невыполненными.