Дипак Лал: "Черная дыра японской политики"

Дипак Лал является профессором международного развития в Калифорнийском Университете в Лос- Анджелесе. Он консультировал многие правительства. Его перу принадлежат книги: "Бедность развивающихся экономик", "Индуистское равновесие" и "Политическая экономия

<BR><BR>Дипак Лал является профессором международного развития в Калифорнийском Университете в Лос- Анджелесе. Он консультировал многие правительства. Его перу принадлежат книги: "Бедность развивающихся экономик", "Индуистское равновесие" и "Политическая экономия бедности, равенства и роста".<BR><BR>"На протяжении последних недель японский премьер Дзюнъитири Коидзуми обещал, что он назначит "целеустремленного борца с инфляцией" на пост председателя Банка Японии. Вместо этого он выбрал приверженца консерваторов. Дипак Лал утверждает, что нерешительность господина Коидзуми не является лишь личной чертой, но отражает несостоятельность японской политической системы. С экономической точки зрения вытащить Японию из депрессии просто. Правительство должно было бы ликвидировать низковозвратные инвестиции, которые достались по наследству с конца 80-х, и затем зачистить остатки. Как свидетельствуют недавние примеры Кореи и Таиланда, для решения этой проблемы необходима лишь твердая политическая воля.<BR><BR><B>Масштаб не тот</B><BR>Однако, несмотря на то что списанные суммы в Корее и Таиланде были крупными, они не идут ни в какое сравнение с масштабами, в которых необходимо провести списание в Японии. В 1999 году на ужине Пол Волкер, бывший председатель Федеральной резервного банка США, высказал предположение, что размер финансовой чистки составлял бы более 100% годового ВВП Японии. Политик, который бы решился предложить пожертвовать годовым доходом, должен быть чрезвычайно смелым человеком! Неудивительно, что японские политики избегают данной проблемы, как грязной лужи.<BR>Политика уклонения подкрепляется самой политической системой, созданной после реставрации Мейдзи в XIX веке, которая, несмотря на послевоенную конституцию, сохранилась до сегодняшнего дня. В отличие от Китая, где на протяжении веков господствовала единая авторитарно-бюрократическая империя, в Японии сформировалась уникальная система двойного и даже тройного правительства. Реформы Таика в 604 году фактически, но не формально создали конституционную монархию, где политическая власть захватывалась при помощи оружия, а премьер-министры и главные советники поддерживались военными. Данное положение вещей способствовало утверждению непрерывной священной династии японских императоров, которые не обладали, однако, политической властью: императоры до сих пор отождествляют японский национализм.<BR><BR><B>Двойственность</B><BR>В XIX веке в Японии представители династии Мейдзи были заинтересованы в вооружении, поэтому они с энтузиазмом восприняли западную науку и технологию. Была придумана "национальная идентичность", которая по-новому оправдывала власть и предоставляла новые методы контроля. Указ императора "О солдатах и моряках", изданный в 1882 году, провозглашал идеологию "семейного государства" и узаконивал социальную иерархию, основанную на власти, кровных узах и возрасте. В основу "семейного государства" были положены такие ценности, как преданность, сыновний долг и обязанности перед старшими. Все это нашло отражение в воинской обязанности и в национальной образовательной системе.<BR>Одновременно олигархи династии Мейдзи создали систему власти, у которой отсутствовал единый центр. Они отказались зафиксировать в конституции политическую систему, в которой власть сосредотачивалась в руках лидера, назначаемого императором, что подрывало бы положение некоторых олигархов и привело бы к дезинтеграции системы. Вместо этого они предпочли расплывчатую систему, в которой власть была разделена и отсутствовал конкретный человек, отвечающий за принятие решений. На самом деле это была колоссальная система безответственности, что и подтвердилось в ходе второй мировой войны.<BR><BR><B>Последствия</B><BR>Олигархи Мейдзи объявили, что политики, пекущиеся об узких партийных и личных интересах, непатриотичны. Таким образом, было необходимо создать еще одну группу бюрократов для управления страной. Члены этой группы нанимаются в основном из числа студентов юридического факультета Токийского Университета (Тодай). Один олигарх -- Ямагата Аримото иммунизировал бюрократию от политических нападок, получив декрет императора, который не может быть отменен. Тот же указ сделал Тайный Совет защитником декретов Аримото, которые касались экзаменов, назначений, дисциплины, увольнений бюрократов.<BR>Однако в результате этого образовалось административное государство нефранцузского типа. В отсутствие политического лидера, который мог бы решать бюрократические споры, все решения могли приниматься только путем консенсуса, что фактически означало паралич власти. Политическая система Мейдзи и бюрократы пережили послевоенные чистки и введение конституции американского образца. Как результат -- отсутствие эффективного политического центра, способного решать споры, до сих пор преследует Японию.<BR><BR><B>Что назвать чудом</B><BR>Действительно, неослабевающее влияние традиции Мейдзи ясно свидетельствует о том, что послевоенное японское чудо не было результатом просвещенного управления развитого государства, как считают многие западные обозреватели. На самом деле это не было чудом. Как показал Морис Скот в своей книге "Новый взгляд на экономический рост", годовой прирост в 9,2% может быть объяснен процентной ставкой, ростом квалифицированной рабочей силы и толчком, вызванным выравниванием с развитыми мировыми экономиками.<BR>Так называемая азиатская модель развития не была ничем большим, чем альянсом между государственными институтами, крупной промышленностью и финансовой системой. Промышленники предприняли рискованные проекты, слишком много инвестировали и в результате заполнили банки невозвратными кредитами. Прокалывание мыльного пузыря японских активов в конце 80-х было лишь возвращением к реальности.<BR>Десятилетие спустя ситуация все еще не разрешилась. Япония в конце концов должна разобраться со своим финансовым беспорядком. Более того, она должна отвернуться от модели, которая породила его. Учитывая паралич японских правительственных институтов, остается вопросом, кто возьмет на себя эту задачу. А проблемы будут преследовать рядовых японцев, чьи способности и работоспособность позволили Японии возродиться как птица Феникс после войны. Послевоенное поколение японцев будет видеть, как их надежды и сбережения все более оборачиваются в прах.<BR><BR>Copyright:<BR>Project Syndicate,<BR>Февраль 2003-02-27<BR>Перевод:<BR><B>Прохорова Алла</B><BR>