00:0003 марта 200300:00
214просмотров
00:0003 марта 2003
Рынок продуктов глубокой заморозки последние 3 года растет на 20-30% в год по всем секторам. В ближайшее время спокойствия на нем не ожидается.
Рынок продуктов глубокой заморозки последние 3 года растет на 20-30% в год по
всем секторам. В ближайшее время спокойствия на нем не ожидается.
В 2003 году российский рынок увеличится примерно на 25% и составит около 1 млн
тонн. А в денежном выражении приблизится к $2 млрд. Емкость петербургского рынка
"заморозки", по разным оценкам, составляет $50-120 млн.
Рынок продуктов глубокой заморозки начал формироваться в середине 90-х годов.
Тогда производители ориентировались в основном на пельмени, сектор которых до
сих пор занимает больше половины рынка, поскольку на них существует устойчивый
потребительский спрос. Производителей же они привлекают высокой рентабельностью,
которая может достигать 50%.
Российский рынок замороженных полуфабрикатов развивают петербургские компании. В
первую очередь -- ООО "Дарья", ООО "Равиоли", ЗАО "Талосто", ООО "Морозко", ООО
"Колпинский пищевой комбинат". Около 80% выпускаемой ими продукции реализуется
на Северо-Западе, в Центральном, Южном и Приволжском округах.
Кроме петербургских компаний на общероссийском рынке выделяются несколько
московских -- ОАО "Звездный", ООО "МЛМ", ОАО "Останкинский МПК", ТПК "Визитон".
Если петербургские компании производят широкую гамму замороженных
полуфабрикатов, то столичные чаще специализируются на каком-то одном виде
продукции. Так, ООО "МЛМ" производит мясные полуфабрикаты, ООО "Звездный" --
полуфабрикаты кондитерской серии (тесто, круассаны) и выпечку (пицца, пирожки,
булочки), "Останкинский МПК" и "Визитон" -- пельмени.
Битва за потребителя
Для увеличения потребительского интереса к замороженным продуктам производители
не только расширили ассортимент, но и приступили к выпуску вареников, блинчиков,
мясных и рыбных полуфабрикатов, выпечки и теста.
Наряду с продуктами, традиционными для российских потребителей, некоторые
компании стали производить этнические блюда. Так, компания "Петрохолод" наладила
производство долмы, хинкали и люля-кебаб. "Дарья" -- манты, хинкали, лазаньи.
Кроме того, с 2003 года "Дарья" вывела на рынок низкокалорийные, обогащенные
витаминами и минералами полуфабрикаты -- виталини, фаготини и паровые кнели.
Более четкая ценовая политика компаний также способствовала увеличению
количества потребителей. Компания "Равиоли" в низкой ценовой категории (до 50
руб. за кг) вывела на рынок пельмени под маркой "Снежная страна", рассчитанные
на малообеспеченных потребителей. "Талосто" для покупателей с доходом от
среднего и выше -- марку "Сам Самыч" (50-80 руб. за кг). Компания "Дарья"
большинство своих марок позиционирует в высокоценовом сегменте (80 руб. и выше).
Сладкая жизнь -- впереди
Если в секторе пельменей и мясных полуфабрикатов на российском рынке
представлены только отечественные компании, то в кондитерском секторе и секторе
выпечки работают зарубежные производители -- германские и финляндские компании:
Freiberger, Сорреnrath & Wiese, Wagner Tiefkuhl-
producte GmbH, Myllyn Paras, Liha-Saarioinen Oy, Dr. Oetker. Их суммарная доля
-- не больше 3% общего объема рынка.
В 2003 году, по прогнозам основных операторов рынка, рост в секторе замороженной
выпечки и теста может достигнуть 30%, что больше ожидаемого роста в других
секторах. Ежегодное производство составляет 120-175 тыс. тонн. В денежном
выражении -- около $220 млн.
Российский рынок замороженной пиццы оценивается в 300 тонн. Его небольшой объем
объясняется еще не сформировавшимся потребительским вкусом и высокой стоимостью
продукта (в 1,5-2 раза больше 1 кг пельменей в среднеценовом сегменте). Тем не
менее за последний год объем рынка замороженной пиццы увеличился в 2-3 раза.
Основными потребителями замороженной выпечки и теста являются жители крупных
городов. Производители этих продуктов за счет более активного выхода в регионы
надеются увеличить объем сбыта.
Новые горизонты рынка
Неосвоенным на российском рынке замороженных продуктов являются секторы готовых
замороженных обедов и фруктово-овощной. По мнению игроков, лидером в первом
станет та компания, которая первой откроет производство.
Если "Дарья" только планирует выпуск готовых блюд из курятины, а "МЛМ" еще
разрабатывает этот вид продукта, то калининградская компания "Продукты питания",
специализирующаяся на производстве замороженных куриных полуфабрикатов, в
середине февраля 2003 года приступила к строительству завода по выпуску готовых
замороженных обедов.
В секторе овощной и фруктово-ягодной заморозки продукция отечественных
производителей представлена крайне слабо. Первые российские производства по
переработке и заморозке растительных продуктов появились 3-4 года назад.
Суммарный объем выпускаемых ими полуфабрикатов не превышает 5% сектора, емкость
которого оценивается в 80-120 тыс. тонн.
Основная часть российского рынка приходится на западные компании -- Hortex,
Bonduelle, Zgoda, Hortino, Ardo, Unifrost, -- которые завозят готовые
полуфабрикаты (см. табл.). Причем эти компании не стремятся перенести свои
производства в страну.
Единственный реализованный иностранный проект был осуществлен корпорацией
Nestle, наладившей производство овощных смесей и замороженных ягод под маркой
"Вкус лета" в Краснодарском крае.
Однако летом 2001 года швейцарская компания свернула производство. Она не смогла
противостоять конкуренции польских производителей, а также организовать
регулярный выпуск продукции только из российского сырья.
Из Петербурга в Калугу
Лидирующие позиции в большинстве регионов занимают петербургские компании. В
ближайшем будущем лидерство постепенно начнет переходить к местным
производителям. Исследования ММЦ "Пенза-Москва" показали, что в 2002 году в ряде
городов центральной России по потребительскому предпочтению лидировала продукция
местных компаний: в Пензе -- продукция пензенского производства, в Калуге --
калужского, в Иванове -- ивановского (см. табл.).
Активизация местных производителей "заморозки" на данный момент существенных
изменений в общероссийский рынок не внесет.
Но развитие производств замороженных полуфабрикатов в регионах постепенно
изменит структуру рынка, приблизив производителя к потребителю, чья
покупательская активность увеличилась.
Рынок глубокой заморозки растет в основном за счет мегаполисов, где
потребителями продуктов быстрого приготовления является жизненно активное
население с уровнем дохода не менее $250 на одного члена семьи.
В Москве на долю таких потребителей приходится около 45% продаж, в Петербурге --
около 30%.