Правительство и Госдума России оттягивают конец Росавтопрома

Правительство России снова собирается повысить ввозные таможенные пошлины на иномарки. Но на сей раз на автомобили старше 3 лет. Минпромнауки РФ подготовило проект правительственного постановления, предусматривающий увеличение пошлин на эту категорию авто

<BR><BR>Правительство России снова собирается повысить ввозные таможенные пошлины на иномарки. Но на сей раз на автомобили старше 3 лет. Минпромнауки РФ подготовило проект правительственного постановления, предусматривающий увеличение пошлин на эту категорию автомобилей с 25 до 35%.<BR><BR>Но граждане России могут ожидать еще более серьезного повышения таможенных сборов: Минпромнауки предлагает унифицировать правила таможенной очистки автомобилей для физических и юридических лиц. Пока частные лица платят меньше, чем организации (см. табл.).<BR><BR><B>И нам сделают хорошо</B><BR>Возводя таможенные барьеры, члены правительства рассчитывают на приток иностранных инвестиций в автомобильную промышленность России. Им нравится приводить в пример опыт Китая. Там установили ставки ввозных таможенных пошлин на иномарки свыше 100%. Спустя пару лет производство автомобилей вырвалось в лидеры, оставив далеко позади другие отрасли китайской промышленности.<BR>Увеличением пошлин правительство рассчитывает сделать хорошо не только отечественным производителям, но и состоявшимся инвесторам в Росавтопром. Новые всеволожские Ford Focus и московские Renault Symbol станут более конкурентоспособными в сравнении с иномарками не первой свежести.<BR><BR><B>За что боролись</B><BR>Принимаемые до сих пор защитные меры в автомобилестроении не улучшили, а скорее ухудшили положение отечественных производителей легковых машин. Увеличение ввозных таможенных пошлин на иномарки старше 7 лет в октябре 2002 года привело к дисбалансу спроса и предложения. Количество ввезенных в страну иномарок накануне введения новых таможенных правил превысило спрос.<BR>И рынок с трудом переваривает образовавшийся излишек автомобилей с пробегом.<BR>По данным "Фонда информационных технологий", в 2002 году импорт легковых автомобилей вырос на 21,2% по сравнению с 2001 годом и составил 143 тысячи автомобилей. Это ввезли юридические лица. Автомобили, ввозимые физическими лицами, таможенная статистика не учитывает. А именно частные лица заполняют рынок секонд-хендом.<BR>По самым скромным оценкам, осенью прошлого года ввоз семилетних автомобилей возрос в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.<BR>В то же время спрос на отечественные машины упал. Осенью заводам пришлось останавливать конвейеры или сокращать рабочую смену. И, как следствие, выпуск продукции сократился (см. табл.).<BR>Одна из главных причин спада -- затянувшееся решение вопроса с "семилетками" и создавшийся вокруг них ажиотаж.<BR><BR><B>Медвежья услуга думцев</B><BR>Февраль-март на автомобильном рынке считаются месяцами традиционного затишья. Все покупатели, отложившие покупку автомобиля в ноябре-декабре прошлого года, ожидая появления на рынке автомобилей, выпущенных в новом году, совершили покупки в январе.<BR>Традиционно в I квартале спрос падает, а дилеры вслед за ним снижают цены. Прежде всего на автомобили прошлогоднего выпуска. Но главное отличие 2003 года в том, что в начале года цены на автомобили опустились до уровня 2002 года.<BR>Но это цветочки, ягодки впереди. К концу марта рынок обычно разогревается. Некоторые модели отечественных авто оказываются в дефиците, цены растут. В апреле купить машину по февральским ценам практически невозможно. Но вряд ли так случится в текущем году.<BR>Дилеры говорят, что товарные запасы превышают прошлогодний уровень. А продажи стремительно падают. Избыток автомобилей на рынке не позволит поднять цены.<BR>В дело решила вмешаться Государственная дума РФ. Она направила парламентский запрос премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой выделить в 2003 году 1,5 млрд рублей из федерального бюджета на закупку продукции российских автозаводов. Если этих денег не хватит, депутаты обещают выделить еще.<BR>Так что у российских заводов появляются шансы не останавливать производство и не сокращать рабочую смену в первой половине наступившего года.<BR><BR>Сначала вверх,<BR><B>потом вниз</B><BR>Защита отечественного производителя -- модное течение в российской экономике. Правительство перед вступлением в ВТО защищает не только промышленников, но и аграриев. Например, введение квот на импорт мяса, повышение ввозных таможенных пошлин на сахар, рыбные консервы.<BR>Философия подобного подхода объясняется просто: когда производитель окрепнет, эти пошлины будут снижаться. Так, на автомобили Минпромнауки Российской Федерации предлагает сначала поднять пошлины до 35%, а затем плавно их снижать в течение 10 лет до 17%. За это время ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "ГАЗ" и другие наберутся силенок. Если эти предложения поддержит большинство правительства, то стоимость иномарок в возрасте от 3 до 7 лет превзойдет по цене новые российские экземпляры почти в 2 раза.<BR><BR><B>Но быстро может не пройти</B><BR>Инициатива Минпромнауки -- поднять пошлины и уравнять условия таможенной очистки для граждан и юрлиц -- не явилась неожиданностью. Еще год назад руководители отечественных автозаводов настойчиво предлагали поднять минимальную ставку пошлин до 35% для всех категорий иномарок, кроме новых -- автомобилей моложе 3 лет. Сразу такое предложение не прошло -- правительство решило ограничиться мерами против "семилеток". Именно они считались главным врагом новых отечественных машин.<BR>Впрочем, и сейчас планы Минпромнауки могут остаться на бумаге. Предыдущее повышение ввозных таможенных пошлин встретило сильное сопротивление. И главе правительства Михаилу Касьянову пришлось несколько раз возвращать документ для окончательных согласований. Скорее всего, и в этот раз ему придется выдерживать не меньший натиск противников реформ.