Жадных торговых партнеров урезонивают квотами и пошлинами

В битве за рынки других стран Россия перешла от обороны к нападению.

<BR><BR>В битве за рынки других стран Россия перешла от обороны к нападению.<BR><BR>На это у нее есть две причины: внутренняя и внешняя.<BR>Внутренняя -- стране надоело быть экспортером сырья. В конце января 2003 года министр экономического развития и торговли Герман Греф выразил недовольство структурой российского экспорта: слишком большая доля приходится на экспорт сырья вообще и нефти в частности. Глава Минэкономразвития РФ предлагает обложить экспортеров сырья максимально возможными налогами, а экспортеров готовой продукции -- минимальными.<BR>Вторая причина -- внешняя: торговые партнеры России, с удовольствием покупающие нефть и газ, нередко возводят таможенные барьеры на пути российских металлов, зерна, химических удобрений и прочего.<BR>Долгое время (с 1990 г. до 2001 г.), на протекционистские действия других государств Россия не отвечала. Иностранные компании, пользуясь поддержкой своих чиновников, избегают конкуренции с российскими товарами не только на внутреннем рынке, но и теснят российских производителей на их родном рынке, предлагая товар дешевле.<BR>С 2002 года в Правительстве РФ все чаще говорят о поддержке и защите внутреннего рынка, а точнее, о создании справедливых экономических условий для российских и иностранных компаний.<BR>Поддерживать производителей материально -- госдотациями -- наравне со странами ЕС, США Россия пока не может. Остается только увеличивать ввозные таможенные пошлины и вводить квоты.<BR>И в сложившейся ситуации это оказывается более эффективным оружием в торговых войнах, чем удержание низких цен на товар за счет государственной поддержки.<BR>Высокая доля рынка иностранных компаний в России из силы превратилась в слабость. Так, иностранные поставщики мяса настолько крепко увязли в российском рынке, что любое ограничение импорта бьет по производителям, отрасли и экономике страны в целом. Например, США и Бразилия отправляют в Россию до 30% всего экспорта мяса. И, конечно, иностранные поставщики не оставят без внимания протекционистские действия России.<BR><BR><B>Первый звоночек</B><BR>Некоторые государства -- члены Всемирной торговой организации уже припугнули Россию тем, что введенные ограничения на импорт мяса могут негативно отразиться на ходе переговоров о присоединении страны к ВТО. Среди них -- США, Австралия и члены Евросоюза. Они считают, что Россия нарушила договоренность о том, что страна, претендующая на вступление в торговую организацию, не должна принимать дополнительные протекционистские меры.<BR>Между тем члены российского Правительства так не думают. Вводимые ограничения на импорт мяса не должны привести к реальному сокращению поставок, поскольку квоты превышают средний объем импорта за последние 3 года. То есть поставщики, пусть не так, как хотелось бы, но могут увеличить продажи мяса в Россию.<BR>Для говядины и свинины это утверждение справедливо в отношении всех поставщиков. А вот по мясу птицы российское Правительство решило разделить квоты между странами. И получилось, что развитые страны оказались в плюсе, а развивающиеся -- в минусе.<BR><BR><B>Каждому по заслугам</B><BR>Меньше всех пострадают экспортеры США. Выделенные этой стране квоты позволят американским птицеводам превысить уровень экспорта, достигнутый в 2002 году (см. табл.). Но преодолеть отметку 2001 года -- 985 тысяч тонн -- в ближайшие 3 года им не удастся.<BR>Зато появляется прекрасная возможность укрепить пошатнувшиеся позиции на российском рынке.<BR>В марте 2002 года Правительство России запретило ввоз куриных окороков из Америки. Российские ветеринары сочли, что американские птицеводы не выполняют элементарные санитарные требования по производству курятины. Иначе думали в Минсельхозе США: Россия предъявляет слишком жесткие требования к куриным окорокам.<BR>После долгих споров американцы согласились с требованиями российской стороны и подписали новый ветеринарный сертификат.<BR>Пока шли переговоры, импорт окороков из-за океана сократился. Так, с января по ноябрь 2002 года в Россию ввезено 643 тысяч тонн американской курятины, тогда как за аналогичный период 2001 года американцы экспортировали 903 тысячи тонн.<BR>После запрета на импорт куриных окороков из США российские покупатели пошли за курой в Бразилию. Доля южноамериканцев в этом сегменте к концу 2002 года приросла на 14%. И они заняли на российском рынке второе место после североамериканцев. И если бы Россия не ограничила в этом году импорт, то вполне возможно, что Бразилия вышла бы на первое место.<BR><B>Меньше сомневаться</B><BR>В неловкое положение рискуют попасть и бразильские экспортеры свинины. Начиная с 2001 года, когда в конце марта Ветслужба РФ запретила ввоз в Россию мяса из стран Евросоюза, Бразилия воспользовалась благоприятной конъюнктурой и увеличила свою долю на российском рынке к концу 2001 года на 31%.<BR>В тот год делегации южноамериканских бизнесменов и чиновников приезжали в Москву почти каждый квартал. Они вели переговоры с российскими предпринимателями, членами Правительства. И не зря: в 2002 году доля Бразилии приросла еще на 21% и превысила отметку в 50%.<BR>Но вот неприятность: в России бразильская продукция получила зеленый свет, а российская в Бразилии -- нет.<BR>Южноамериканские чиновники и бизнесмены сомневаются, покупать в России химические удобрения или нет.<BR>По этому поводу вице-премьер Правительства РФ недвусмысленно заметил, что Россия должна поступать относительно импортных товаров так же, как поступают другие страны в отношении российских товаров.<BR>То есть если бразильцы не перестанут воротить нос от российских удобрений, то будут есть свою свинину сами. Таким образом, все усилия последних 2 лет по завоеванию российского рынка окажутся бесполезны.<BR><BR><B>И не подыгрывать</B><BR><B>другим</B><BR>В июне 2002 года Китай ограничил импорт российской стали. Начались переговоры России с Китаем. Положение российских дипломатов осложнялось тем, что Китай -- крупнейший покупатель отечественной продукции.<BR>В конце ноября 2002 года правительство Китая утвердило комплекс мер по ограничению доступа импортного металла на внутренний рынок.<BR>В течение 2,5 года (с 20 ноября 2002 года по 20 мая 2005 года) иностранные производители металлопродукции смогут ввезти в Китай 37 млн тонн проката. Российская квота составляет 4,4 млн тонн горяче- и холоднокатаного проката, или 11,9%.<BR>По данным Минэкономразвития РФ, такая квота позволит отечественным производителям довести долю на китайском рынке до 13,1% от всего импорта стали в Китай.<BR>Зато китайским экспортерам курятины придется сократить поставки в Россию в этом году почти на 80%. И без того ничтожная доля Китая в совокупном импорте птицы в России опустится с 1,4 до 0,42% (см. табл.).<BR><B>Время с квотами</B><BR><B>разбираться</B><BR>Распределяя квоты на птицу, не забыла Россия и про Евросоюз, ему тоже досталось.<BR>Осенью 2002 года страны ЕС объявили о намерениях ограничить импорт зерна. Министр сельского хозяйства России не растерялся и заявил о необходимости увязать экспорт российской пшеницы в страны Евросоюза и поставки мяса из этих стран в Россию.<BR>Евросоюз ввел квоты на импорт зерна с 1 января 2003 года. Поставки злаковых из стран, не входящих в ЕС (за исключением США и Канады), облагаются льготной пошлиной в размере 12 евро за тонну, но только в пределах 2,4 млн тонн. На импорт сверх этой квоты установлены таможенные пошлины в размере 95 евро за тонну. Для сравнения, тонна продовольственной пшеницы в Европе стоит 115-120 евро.<BR>В наибольшей степени введенные Евросоюзом ограничения затронули интересы России, Украины и Казахстана.<BR>Во-первых, квота установлена на импорт пшеницы среднего и низкого качества, именно она выращивается в бывших советских республиках и России. На высококачественные сорта квоты не вводятся.<BR>Во-вторых, рекордный урожай 2001-2002 гг. в России, на Украине и в Казахстане привел к падению цен на внутренних рынках этих стран. Экспорт оставался единственной возможностью избежать катастрофического падения цен на зерно.<BR>В Минсельхозе РФ планировали, что в текущем году Россия отправит за границу 10 млн тонн зерна. Но это вряд ли произойдет, так как около 35% совокупного российского экспорта идет в Евросоюз.