Российский рынок бытовой техники равняется на западного производителя

За 2002 год рынок бытовой техники вырос более чем на 20%. Учитывая, что в 2001 году рост в среднем составил 40%, можно говорить о некотором насыщении рынка. Тем не менее торговцы надеются, что в этом году продажи бытовой техники останутся на прошлогоднем

<BR><BR>За 2002 год рынок бытовой техники вырос более чем на 20%. Учитывая, что в 2001 году рост в среднем составил 40%, можно говорить о некотором насыщении рынка. Тем не менее торговцы надеются, что в этом году продажи бытовой техники останутся на прошлогоднем уровне. А спрос сместится в сторону среднего и высокого ценовых сегментов.<BR><BR>Рост рынка бытовой техники в последние годы обусловлен увеличением потребительской активности населения, возникшей с улучшением общего благосостояния (см. врезку). Согласно исследованию "Стиль жизни среднего класса", за 2001-2002 годы крупную бытовую технику приобрели 40% всех семей.<BR>Если одни семьи впервые купили стиральную машину, холодильник или плиту, то другие, являясь активными пользователями, заменили свою 10-летнюю технику на новую. Причем обновление "домашнего парка" происходило за счет более дорогих и качественных моделей.<BR>Операторы рынка отметили в прошлом году особый рост продаж встраиваемой кухонной техники (продажи в этом сегменте растут уже 2 года), телевизоров с плоским экраном большой диагонали, домашних кинотеатров, DVD-плейеров. Так, по данным компании "Бытовая техника "Сокол", в 2001 году в России было продано 170 тыс. DVD-плейеров, в 2002 году -- около 700 тыс. шт., в этом году прогнозируемый объем продаж составит 1 млн шт.<BR>Другой причиной роста рынка являются программы потребительского кредитования, разработанные некоторыми банками. А также введение в сетях, торгующих бытовой техникой, дисконтных и накопительных карт.<BR>В магазинах, участвующих в программах потребительского кредитования, доля кредитуемых продаж достигает 30%. По августовским данным банка "Русский стандарт", его кредитом воспользовалось 450 тыс. человек. Причем каждые полгода число клиентов банка, прибегающих к этой услуге, удваивается.<BR><BR><B>Реклама -- двигатель торговли</B><BR>Зарубежные компании -- производители бытовой техники уже давно занимают ведущие места в рейтинге крупнейших рекламодателей. Лидером среди рекламодателей бытовой техники (на январь-ноябрь 2002 года), согласно агентству RPRG, стала компания LG Electronics. Ее рекламный бюджет составил $24,6 млн. В 2001 году по рекламному бюджету первую позицию занимала корпорация Samsung Electronics (см. табл.).<BR>Несмотря на агрессивную рекламу этих производителей, торговая марка LG, согласно исследованиям компании "Комкон-СПб", известна только 36% россиянам, а Samsung -- 51%.<BR>Наиболее узнаваемыми в секторе крупной бытовой техники (холодильники, стиральные машины, СВЧ-печи, электро- и газовые плиты) являются как зарубежные (в том числе и белорусские), так и российские марки: Samsung, Panasonic, Stinol, Bosch, "Бирюса". В секторе мелкой бытовой техники (кухонные комбайны, электрочайники, утюги, пылесосы, швейные машинки и пр.) "на слуху" в основном зарубежные марки: Tefal, Philips, Moulinex, Bosch, Panasonic (см. табл.).<BR>Сегмент дорогой бытовой техники, предназначенной значительно меньшей целевой аудитории, также является источником агрессивной рекламы. Например, германская компания Liebherr, специализирующаяся на производстве бытовой техники класса "премиум", благодаря целевому воздействию по продажам холодильников под своей торговой маркой приблизилась (в денежном выражении) к абсолютному лидеру этого сектора рынка -- "демократической" марке Stinol.<BR>В 2002 году в секторе крупной бытовой техники самыми покупаемыми являлись стиральные машины, холодильники, телевизоры и бытовые плиты. Доля присутствия европейских и азиатских компаний, по оценкам специалистов, составила 80%. Остальной рынок поделили между собой российские и белорусские производители. Лидером продаж в стоимостном выражении стала южнокорейская корпорация Samsung (см. табл.).<BR><BR><B>Игра на чужом поле</B><BR>Пытаясь завоевать большую часть российского рынка, многие зарубежные компании на протяжении нескольких лет пытаются перенести в Россию свои производственные площадки. Такая экспансия позволит снизить конечную стоимость техники более чем на 10%. По мнению отечественных производителей бытовой техники, подобная активность иностранцев на рынке обернется против российской электротехнической отрасли. Цена, основной критерий конкурентоспособности отечественной техники, перестанет работать.<BR>Наступление иностранных компаний на российский рынок наблюдается во всех сегментах. Одним из пионеров освоения еще советского рынка бытовой техники стала итальянская компания Merloni Elettrodomestici S.P.A., построившая в середине 70-х завод в Кирове по выпуску стиральных машин "Вятка".<BR>В начале 90-х эта же компания запустила в Липецке другой завод по производству холодильников "Стинол", который выкупила через 10 лет. Торговым маркам этого завода (Indesit, Ariston, Stinol) в 2002 году принадлежало около 40% российского рынка.<BR>Свое присутствие в России планирует увеличить и корпорация Samsung, запустив в 2003 году производство холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники на территории страны.<BR>О приходе в Россию также заявили несколько турецких производителей. Компания Vestel Elektronik Sanayi ve Ticaret AS совместно с российским ЗАО "Стандарт" (производитель телевизоров "Рекорд") к весне 2003 года планирует построить новый телевизионный завод во Владимирской области.<BR>Другая турецкая компания Arcelik, входящая в крупнейший в Турции торгово-промышленный комплекс Koc Holding (ему принадлежит сеть российских магазинов "Рамстор"), собирается открыть в России производство стиральных машин Beko.<BR><BR><B>Производители воюют</B><BR><B>за проценты</B><BR>Несмотря на высокие показатели роста, ситуация на российском рынке бытовой техники в последние 2 года достаточно напряженная, особенно среди местных производителей. В частности, сборщики телевизоров недовольны сложившейся ситуацией на рынке и ждут государственной защиты своих интересов. По их мнению, для успешного развития отрасли необходимо снизить таможенные пошлины на ввоз комплектующих (доля которых в готовом изделии достигает 95%). Кроме того, они предлагают отменить налог на имущество, ввозимые комплектующие и сырье.<BR>Ввозные пошлины на комплектующие по разным позициям составляют в среднем 15%, а на готовые телевизоры -- 20%. Причем вопрос о еще большем снижении пошлин на ввоз готовых изделий неоднократно поднимал Государственный таможенный комитет (ГТК) на правительственном уровне.<BR>По расчетам таможенников, более низкие пошлины оздоровят рынок и увеличат поступления от импортеров техники в государственный бюджет минимум на 30% (в 2001 году таможенные ставки на ввоз импортных телевизоров были снижены с максимальных 30% до 20%; в результате этого легальный импорт телевизоров вырос в 4 раза, а бюджетные поступления удвоились). По мнению же российских телевизионщиков, дальнейшее уменьшение таможенной ставки на ввозимые телевизоры приведет к сокращению сбыта отечественных телевизоров и общей стагнации отрасли.<BR><BR>А продавцы --<BR><B>за легализацию рынка</B><BR>В 2001 году крупные игроки российского рынка бытовой техники (продавцы) в целях создания прозрачного рынка и отстаивания своих интересов в правительственных кругах создали Российскую ассоциацию торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). В феврале прошлого года вступил в силу разработанный при участии РАТЭК приказ ГТК (носящий рекомендательный характер) о новом порядке таможенного оформления и таможенного контроля практически всех видов бытовой техники и электроники.<BR>Одновременно с ним был введен особый порядок декларирования, согласно которому официальные импортеры получили возможность ввозить электронику и бытовую технику по упрощенной схеме. По мнению ГТК, это должно способствовать прозрачности российского рынка бытовой техники, состоящего на 80% из импорта.<BR>В соответствии с этим документом зарубежный производитель бытовой техники имеет право представить в Государственный таможенный комитет список официальных дилеров. Расчет же таможенной пошлины на технику, ввозимую этими компаниями-дилерами, должен исходить из сумм, заявленных в документах, а не из среднерыночных цен (как было ранее). То есть импортеры получили официальную возможность ввозить в Россию свою бытовую технику с учетом специальных скидок, достигающих 20%.<BR><BR><BR>В 2001 году наблюдался особенно большой прирост рынка бытовой техники. В разных сегментах он составил 30-50% (по сравнению с 2000 годом), а у некоторых сетевых розничных операторов объем продаж увеличился на 80%.<BR>Причем спрос на технику для дома в регионах рос значительно быстрее, чем в Москве и Петербурге. Если объем продаж крупной бытовой техники в столицах увеличился на 20%, то в регионах -- на 40%; а мелкой -- на 40% и 60% соответственно.<BR><BR>Существует несколько оценок рынка бытовой техники. По данным Государственного таможенного комитета, базирующимся на основе поданных деклараций, объем рынка составляет чуть более $2 млрд. Независимые эксперты, опираясь на информацию по рознице, оценивают российский рынок бытовой техники в $5-6 млрд. Таким образом, на долю "серого" импорта "списывается" практически половина рынка.<BR>Около 40% емкости декларированного рынка приходится на крупную бытовую технику, 25% -- на мелкую, остальные -- на аудио- и видеотехнику.<BR>Объем московского рынка бытовой техники в 2002 году составил более $1 млрд, петербургского -- значительно меньше.<BR><BR>Исследование "Стиль жизни среднего класса", проведенное журналом "Эксперт" и маркетинговым агентством "Эксперт МА", показало, что количество людей, которых можно отнести к среднему классу с доходом от $150 в месяц на одного члена семьи, практически достигло докризисного уровня. В 1997 году средний класс составлял 25-30% населения России, в 2002 году -- 24-26% (около 36 млн человек). При этом его доля на российском потребительском рынке равна 55%. По прогнозам "Эксперт МА", в этом году произойдет увеличение доли среднего класса до 28-32%.<BR><BR>