00:0017 декабря 200200:00
276просмотров
00:0017 декабря 2002
Несмотря на то что сегмент напитков в стеклянных бутылках и банках ежегодно уменьшается в среднем на 15%, производство стеклотары остается одной из наиболее динамичных и рентабельных отраслей промышленности.
<BR><BR>Несмотря на то что сегмент напитков в стеклянных бутылках и банках ежегодно уменьшается в среднем на 15%, производство стеклотары остается одной из наиболее динамичных и рентабельных отраслей промышленности.<BR><BR>В России ежегодно производится 4 млрд единиц стеклянной тары и около 1 млрд импортируется. Емкость российского рынка первичной стеклотары составляет более $250 млн. Часть потребности предприятий пищевой промышленности обеспечивается вторичной стеклотарой, а для полного удовлетворения спроса производителям стеклотары необходимо увеличить объем производства бутылок и банок в 3-4 раза.<BR><BR><B>"Оборотный" сегмент</B><BR>В 2001 году российские пивовары использовали более 10 млрд бутылок, 70% из которых вторичные. 20% произведенной водки также было розлито во вторичную тару (для сравнения: в Германии, США, Чехии из общего количества стеклотары, присутствующей на рынке, только 15% приходится на оборотную тару, в Польше -- 5%).<BR>Особенно сильна зависимость пищевиков от вторичной тары в тех регионах, где мощности местных стеклозаводов не могут обеспечить потребностей региона.<BR>Основной спрос на стеклянную тару вызван активным развитием двух отраслей пищевой промышленности -- производства пива и ликероводочных изделий. По данным Госкомстата, в 2002 году в России выпускают продукцию более 500 ликероводочных и 400 винодельческих предприятий. Их мощности позволяют вырабатывать около 450 млн дал водки, ликероводочных изделий и вин. Кроме того, ежегодно увеличивается производство пива. По прогнозу Союза российских пивоваров, объем российского рынка пива в 2002 году составит 700 млн дал.<BR><BR><B>Расклад сил</B><BR>В России стеклянная тара производится более чем на 70 стекольных заводах. Около 45% всей выпускаемой стеклотары приходится на Центральный ФО.<BR>Лидерами по производству коричневых пивных бутылок являются: русско-американская компания "Раско" и русско-турецкая "Русджам" (обе -- во Владимирской обл.), ОАО "Киришский стекольный завод" (Ленинградская обл.), ОАО "Новгородский стекольный завод" (Новгородская обл.), ОАО "Свет" (Удмуртская респ.), ОАО "Винзилистеклотара" (Тюменская обл.), ОАО "Завод "Экран" (Новосибирская обл.).<BR>По производству водочных бесцветных бутылок лидируют ОАО "Красное эхо" (Владимирская обл.), входящее в "Стеклохолдинг", ЗАО "Веда-ПАК" (Ленинградская обл.), ОАО "Ситалл" (Смоленская обл.), входящее в холдинг РКМ.<BR>Если производство бутылок для различных напитков ведется во всех регионах страны, то производство банок для консервирования -- лишь в Центральном, Южном, Приволжском и Уральском округах. Более половины всех производимых в стране банок обеспечивают предприятия Волгоградской и Саратовской областей Приволжского ФО. Так, Камышинский стеклотарный завод, находящийся в Волгоградской области, является основным производителем широкогорлой стеклянной тары и обеспечивает половину российского рынка стеклобанок (см. табл.).<BR><BR><B>Северо-Запад</B><BR><B>лезет в бутылку</B><BR>Петербургский рынок стеклотары далек от насыщения. Ежегодно городу нужно 2,5-3 млрд бутылок.
<BR>В Северо-Западном федеральном округе шесть заводов выпускают стеклянную тару: ОАО "Покровский стекольный завод", ОАО "Смердомский стеклозавод", ООО "Чагодощенский стеклозавод и К", ЗАО "Веда-ПАК", ОАО "Киришский стекольный завод", ООО "Тимофеевский стекольный завод". Их суммарные мощности составляют около 2 млрд бутылок в год. Причем "Веда-ПАК" и Киришский стекольный завод запущены только в 2002 году и еще не вышли на плановые мощности: на первом работает первая линия по выпуску бесцветных бутылок, на втором произведена реконструкция оборудования, а запуск новых производственных мощностей находится на стадии обсуждения.<BR>До недавнего времени на территории Ленинградской области темные бутылки выпускал только Тимофеевский стекольный завод. С введением в эксплуатацию стекольного завода в Киришах пивоваренные компании "Балтика" и "Браво Интернешнл" намерены частично закупать тару на этом предприятии. В настоящее же время основными поставщиками стеклотары для "Балтики" являются заводы в Вологодской области и завод в Республике Марий Эл. "Браво Интернешнл" работает с Покровским СЗ, удмуртским заводом "Свет" и др.<BR>Другое крупнейшее петербургское пивоваренное предприятие -- Комбинат им. Степана Разина, имея собственный завод по выпуску стеклотары в пос. Чагода Вологодской области, тем не менее закупает бутылки на брянском заводе "Литий".<BR>Предприятия Северо-Запада, производящие крепкую алкогольную продукцию и вино, в основном закупают тару в Центральном, Приволжском регионах и за рубежом.<BR><BR><B>Тенденции рынка</B><BR>Возросший спрос на стеклянную тару активизировал строительство новых стекольных заводов, а также реконструкцию и техническое перевооружение многих предприятий современным зарубежным оборудованием.<BR>Особая активность наблюдается в Центральном регионе и на Северо-Западе. Причем из 9 новых российских заводов семь построено (или строится) производителями алкогольных напитков и пива для собственных нужд: "Русджам", ЧЗАП "Ост-Алко", "Московская стеклотара", "Калужская пивоваренная компания", "Веда-ПАК" (в Ленинградской области и в Республике Мордовия), "Красный Восток".<BR><BR><B>Основные потребители</B><BR><B>стеклянных бутылок</B><BR><B>в Петербурге и Ленобласти</B><BR>ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ООО "Браво Интернешнл", ОАО "Вена", ОАО "Комбинат им. Степана Разина", АООТ "Бавария";<BR>Группа компаний "Ливиз", холдинговая компания "Ладога", ЗАО "Веда";<BR>ЗАО "Вилаш", ООО "Троникс", ООО "Северная Венеция", ООО "Самтрест СПб", АОЗТ "Игристые вина", ЗАО "КЗ "Арарат", ЗАО "ВКЗ "Дагвино", ЗАО "СП "Шилкин Дагвино СПб", компания "Бодегас Вальдепабло-Нева", ЗАО "Бозан";<BR>Гатчинский завод напитков.<BR><BR>В 2001 году в отечественной пивной отрасли алюминиевая банка "отвоевала" у бутылки 5,6% рынка. В 2002 году -- уже около 9%. На мировом же рынке 41% пива разливается в алюминиевые банки, 39% --<BR>в стеклянные бутылки, 19% --<BR><B>в кеги для баров и ресторанов</B><BR>и 1% приходится на ПЭТ-тару.<BR><B>Наибольшим спросом у российских потребителей пользуется стеклобутылка емкостью 0,5 л, тогда как на Западе -- 0,33 л. По данным исследовательского центра "Ромир", наиболее предпочтительной упаковкой пива более чем для 53% россиян является бутылке емкостью</B><BR>0,5 л. На долю пива в бутылке емкостью 0,33 л приходится 3%.<BR><B>В связи с бурным развитием "премиальных" марок пива у пивоваров появилась потребность в оригинальной бутылке, в которую разливается конкретная марка пива. Такие бутылки чаще всего импортируются</B><BR>из европейских стран.<BR><BR><B>В среднем доля российского рынка пива в бутылке 0,5 л уменьшается на 0,5% в месяц за счет увеличения доли пива</B><BR>в банках. По данным компании "ПИВКо", в октябре текущего года в Санкт-Петербурге на долю пива в стеклянной таре приходилось 84,9% рынка, в Москве -- 85,7%. Наибольшие "потери" в пивной стеклянной таре наблюдаются в "премиальном" сегменте. Так, баночное пиво класса "премиум" в Петербурге отвоевало 33% рынка, в Москве -- 25%.<BR>На территории России создано несколько холдингов, производящих пищевую стеклотару:<BR><B>-- "Раско" (ОАО "Анопинский СЗ", московский завод</B><BR>"Хроматрон");<BR>-- "РКМ" (ОАО "Ситалл", ЗАО "Камышинский стеклотарный завод", ЗАО "Кавминстекло");<BR>-- ОАО "Стеклохолдинг"<BR>(ОАО "Красное эхо", ОАО "Спировский стеклозавод "Индустрия", ООО "Опытный стекольный завод", ООО "НИИСтекла").<BR><BR><B>Статистика</B><BR>Стеклотара разделяется на узкогорлую (для напитков) и широкогорлую (для консервирования).<BR>Для пива используются коричневые и зеленые бутылки емкостью 0,33 л и 0,5 л.<BR>Для водки, ЛВИ и коньяка -- бесцветные бутылки различной емкости.<BR>Для шампанских, игристых и тихих вин -- зеленые бутылки емкостью 0,75 л и больше.<BR>Пищевые банки изготавливаются из бесцветного стекла.