"Упрощенка" -- неприятный сюрприз для торговых предприятий

С 1 января 2003 года вступает в силу глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Налоговый режим, регулируемый этой главой, чрезвычайно актуален для многих предприятий малого бизнеса, давно работающих по старой упрощенной системе налогообложения, уче

<BR><BR>С 1 января 2003 года вступает в силу глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Налоговый режим, регулируемый этой главой, чрезвычайно актуален для многих предприятий малого бизнеса, давно работающих по старой упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, введенной федеральным Законом от 29.12.1995 №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности".<BR>При этом значительное число предприятий малого бизнеса является торговыми. До недавнего времени порядок определения налогооблагаемой базы для торговых предприятий являлся предметом многочисленных баталий, что в большей степени было следствием противоречия петербургского закона об упрощенной системе федеральному закону. Однако эти противоречия не идут ни в какое сравнение с тем сюрпризом, который законодатель подготовил для торговых предприятий, желающих работать по упрощенной системе с 1 января 2003 года. Речь идет о порядке определения налогооблагаемой базы.<BR>Глава 26.2 предлагает два способа определения налоговой базы по единому налогу для предприятий, использующих упрощенную систему: доходы организации с обложением по ставке 6% и доходы, уменьшенные на величину расходов с обложением по ставке 15%. Для торговых предприятий было бы логично избрать в качестве налогооблагаемой базы сумму доходов, уменьшенную на расходы. Это объясняется тем, что в структуре расходов торговых предприятий традиционно значительную часть занимает стоимость покупных товаров. Однако статья 346.16 Налогового кодекса РФ, регламентирующая состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, не содержит в своем составе расходов на приобретение покупных товаров. Возможность включения стоимости покупных товаров в состав расходов прослеживается только через группу материальных расходов, состав которой аналогичен таковому в главе 25 "Налог на прибыль организаций". В то же время представители фискальных органов прямо заявляют о том, что расходы на приобретение покупных товаров не уменьшают сумму доходов для целей исчисления единого налога предприятий упрощенной системы, в частности, такое откровение содержится в Письме Минфина РФ от 30.09.2002 №04-02-06/3/68. Это приводит к тому, что для торговых организаций ставка 15% с разницы между доходами и расходами, учитывая опять же значительную долю стоимости товаров в составе расходов, фактически превращается в ставку 15% с оборота.<BR>Некоторые представители власти в своих комментариях к новому законодательству ссылаются на то, что такие формулировки были избраны умышленно, так как, по их мнению, упрощенная система налогообложения должна стимулировать малый бизнес именно в производственной сфере, а в отношении торговли законодатель не настроен предоставлять такой льготный налоговый режим. Учитывая то, что ставка 6% с оборота для многих торговых предприятий уже является непосильным бременем, применение нового законодательства повлечет за собой удорожание ряда товаров, потерю конкурентных преимуществ и в конечном итоге уход многих малых предприятий торговли в "тень", что ощутимо снизит доходы бюджета. Торговым предприятиям, планирующим применять упрощенную систему налогообложения, остается надеяться на то, что здравый смысл восторжествует и в ближайшее время будут приняты поправки в законодательство, которые позволят налогоплательщикам уменьшать сумму доходов на стоимость покупных товаров в целях исчисления единого налога. В противном случае "упрощенка" для торговых предприятий может оказаться в значительной мере невостребованной.