Гаишники могут стать легче воздуха

В скором времени для мониторинга дорожной обстановки в Москве будут использоваться дирижабли. По оптимистичным оценкам, столичные гаишники взлетят в воздух уже в 2003 году.

<BR><BR>В скором времени для мониторинга дорожной обстановки в Москве будут использоваться дирижабли. По оптимистичным оценкам, столичные гаишники взлетят в воздух уже в 2003 году.<BR>Петербургские эксперты пока лишь обсуждают плюсы и минусы дорожно-<BR>патрульного дирижабля.<BR><BR>Геннадий Опарин,<BR>директор ООО "Аэротур Баллунз", мастер спорта международного класса по воздухоплаванию:<BR>"В Петербурге пока есть всего лишь один дирижабль. Это аппарат малого класса -- тепловой дирижабль грузоподъемностью 500 кг, принадлежащий компании "Балтика". Его используют в рекламных целях, но помимо этого с борта "Балтики" было проведено несколько тестовых видеосъемок вдоль Невского и Суворовского проспектов. Небольшая высота полета позволила наблюдать и за автомобилями, у которых элементарно считывались номера, и за людьми. К тому же наблюдение не вызывало никаких подозрений у тех, за кем велась слежка.<BR>Этот пример показывает, что использовать дирижабли для мониторинговых целей весьма перспективно. Для Петербурга наиболее перспективно использовать дирижабли для транспортного и экологического мониторинга, а также для учета потерь тепла от ТЭЦ. Но для этого нужны специальные дирижабли. Существующий дирижабль "Балтики" не может выполнять эти задачи, так как он имеет жесткие условия эксплуатации. Например, он не может передвигаться против ветра силой больше 7 метров в секунду.<BR>Всего для охвата города достаточно три-четыре дирижабля, причем не тепловых, а газовых, цена которых начинается от $2 млн. Таким образом, для осуществления проекта необходимо примерно $10 млн. Экипаж каждого цеппелина -- это два-три пилота. Команда обслуживания -- еще 8-10 человек. Для каждого дирижабля необходимо также две-три причальных машины.<BR>Понятно, что необходимых $10 млн в бюджете нет, но инвестиции можно окупить, если дирижабли будут заниматься не одним, а несколькими видами деятельности. Так, по мнению британского профессора Мартина Харриса, только за счет работы по выявлению источников энергетических потерь в Петербурге два-три дирижабля вместе с необходимым оборудованием окупятся всего за год. В мире построено около 60 дирижаблей. В зарубежных странах они используются для различных нужд: в США -- в основном для контроля загрязнения окружающей среды, в Лондоне -- для замера энергетических потерь на электростанциях и городских коммуникациях. В Японии активно развивается проект использования высотных дирижаблей в телекоммуникационных целях. Три-четыре цеппелина могут обеспечить сотовой связью всю страну. К тому же дирижабль, в отличие от спутника, может в любой момент спуститься на землю.<BR>В России, как нигде в мире, открываются огромные перспективы применения дирижаблей для укладки волоконно-оптических линий связи. Их можно установить поверх линий электропередач. Сейчас установка таких линий производится вручную и стоит $10 тысяч за километр. Эту работу дирижабль сделает за 10-15 минут. Кроме того, дирижабли могут быть полезны при проведении антитеррористических операций. А малая высота и скорость полета, высокая маневренность, отсутствие вибраций и пр. позволяют использовать его в качестве площадки для съемки архитектурных и ландшафтных районов городской среды и проведения прямых трансляций культурных и спортивных мероприятий.<BR>Проектов в России -- масса, но большинство из них не имеют глубокой экономической проработки, учитывающей конструкторские, производственные и эксплуатационные аспекты. Так, использование дирижаблей в качестве скорой помощи, как предлагается в Москве, не представляет особого смысла, поскольку для посадки летающего аппарата необходима стационарная или передвижная причальная мачта и наземная команда. И если к месту ДТП подошла машина-база для дирижабля, то машина "Скорой помощи" тем более доедет. В результате идее развития дирижаблестроения наносится только вред, возникающий за счет иллюзий "дармового" вида транспорта. Наша фирма уже в течение 5 лет занимается проектированием и производством прототипа легкого газового дирижабля, наиболее приспособленного к российским условиям эксплуатации. Сейчас готовность аппарата -- 70%. Надеюсь, что проект будет завершен в 2003 году".<BR><BR>Александр Ионков,<BR>начальник отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения УГИБДД Петербурга и Ленинградской области: <BR>"Об использовании дирижаблей для решения транспортных проблем я не информирован, поэтому пока отношусь к этому скептически. Хотя я не противник ничего нового, и если мне покажут возможности дирижаблей и их применение реально даст ощутимый положительный эффект, то почему бы и не попробовать".<BR><BR><B>Дирижабли в Москве и Роттердаме</B><BR>Ученые Российского космического агентства подготовили проект использования дирижаблей для дорожного патрулирования. Специально для дорожно-патрульных служб разработаны модели компактных дирижаблей, кабина которых рассчитана на двух-трех человек. Аппараты планируется оснастить вертолетными двигателями, благодаря которым они смогут разгоняться до 200 км в час. Предполагается, что большую часть времени воздушный патруль будет просто парить над городом. Одна из перспективных задач летающих инспекторов ГИБДД -- поиск угнанных автомобилей, оборудованных радиомаяками.<BR>Главный аргумент авторов нового проекта -- дешевизна эксплуатации. По расчетам, час полета на дирижабле может стоить в 5-10 раз дешевле, чем на вертолете.<BR>Сейчас существуют некоторые проблемы с подготовкой пилотов. Кроме того, московским властям предстоит также определиться с местом базирования воздушных патрулей.<BR>На конкурс, организованный московскими властями, предполагается выставить легкий дирижабль серии АУ-12 длиной 31 м и диаметром оболочки 8 м. Стоит такой аэростат несколько сотен тысяч долларов.<BR>Полиция Роттердама уже использовала дирижабль для борьбы с футбольными хулиганами во время чемпионата Европы по футболу. Воздушный корабль был оснащен видео- и инфракрасной аппаратурой и средствами связи. С высоты 300 метров находящиеся на дирижабле полицейские наблюдали за футбольными болельщиками. Дирижабль ежедневно висел в небе над городом в течение 7-8 часов. На нем одновременно находилось восемь полицейских, работающих посменно.<BR>Управляемая телекамера передавала видеоинформацию о происходящем внизу на мониторы в гондоле. Оператор направлял те или иные кадры на наземный командный пост. По информации роттердамских властей, дирижабль намного лучше подходит для наблюдения за порядком с воздуха, чем вертолет: он практически бесшумен и в случае необходимости может находиться в воздухе до 20 часов.<BR>Ваши мнения о проблеме пробок в Петербурге и предложения по решению этой проблемы присылайте редактору отдела "Мнения и комментарии" Дмитрию Грозному. E-mail: grozny@dp.ru, факс: 326-97-01, 326-97-03.