00:0031 октября 200200:00
20просмотров
00:0031 октября 2002
Несмотря на все законы летоисчисления, в России трехсотлетние юбилеи случаются раз в сто лет. Причем каждый сопровождается ворохом курьезов, некоторые -- как та бабочка в доисторической эпохе, которую если убить, то вся история эволюции пойдет по другому
<BR><BR>Несмотря на все законы летоисчисления, в России трехсотлетние юбилеи случаются раз в сто лет. Причем каждый сопровождается ворохом курьезов, некоторые -- как та бабочка в доисторической эпохе, которую если убить, то вся история эволюции пойдет по другому пути.<BR>Ровно сто лет назад Петербург и вся Россия, как водится, готовились к очередному 300-летию. Собирались отмечать юбилей царствования дома Романовых. Понять, что в те годы происходило, очень легко, так как число 300 в сознании чиновников и простых граждан и тогда, и сейчас производит очень схожие изменения. В обществе по такому солидному случаю начинается истерия, а отдельные индивидуумы спешат реализовать некие проекты.<BR>Так вот, сто лет назад помимо всего прочего решили выпустить марки. Обычные почтовые марки, но с изображением не кого-нибудь, а российских царей, причем всех, за исключением Павла. Планировалось, что новые марки заменят все существовавшие до этого момента.<BR><BR><B>Не тот цвет</B><BR>Подготовка проекта большой серии юбилейных марок началась за год до проведения торжеств. Серия должна была состоять из двух частей. Первая -- это марки небольшого, давно установившегося формата с портретами практически всех царей, включая царствующих, достоинством от 1 до 70 копеек, а также марка большого размера достоинством в 5 рублей с изображением царствующего Николая Второго. Вторая часть состояла всего из нескольких больших марок достоинством в 1, 2 и 3 рубля с рисунками Московского Кремля, Зимнего дворца и дома Романовых в Москве.<BR>Трудности начались уже в процессе изготовления. В феврале 1912 года Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) представила на утверждение Главному Управлению почт и телеграфов предложения по окраске марок достоинством от 1 до 70 копеек, изображения царей на которых были согласованы ранее. При рассмотрении этого предложения обнаружилось, что марка в 7 копеек, окрашенная в коричневый цвет, не отвечает принятым обязательствам России выпускать для внутренних простых писем марки только синего цвета. Тогда чиновники, помучавшись немного, выпустили марку в 7 копеек светло-синего цвета. Однако при повторном рассмотрении проекта обнаружилось, что теперь эта марка по цвету и рисунку стала очень схожа с синей маркой в 10 копеек, которая предназначалась для простых, но международных писем. А это, понятное дело, было недопустимо при сортировке почтовых отправлений на внутренние и международные. Другие цвета, как назло, были уже заняты, поэтому пришлось скрепя сердце возвращать семикопеечной марке коричневый цвет. Но, как оказалось, из-за "необыкновенной расторопности" российских чиновников к тому моменту небольшое количество семикопеечных марок синего цвета уже было изготовлено и просочилось в торговлю.<BR><BR><B>Лицо царя</B><BR>На этом истории, связанные с юбилейными марками, отнюдь не закончились. С каждым днем марки становились причиной все больших скандалов.<BR>Официально через газеты было заявлено, что их введут в оборот с 1 января 1913 года. Однако не успели новые марки войти в оборот, как в газете "Петербургский листок" появилась публикация о том, что в корткий срок марки с изображениями царствующих особ предлагается изъять из продажи "ввиду некоторых неудобств штемпелевания марок". Удивительно, но только выпустив марки, почтовые чиновники догадались, что ведь на лик царя придется ставить штемпели, что было делом, мягко говоря, не совсем пристойным.<BR>Принимая решение об изъятии новых марок, никто даже и не мог помыслить, что несчастный почтовый штемпель окажется в центре громких скандалов, новые марки превратятся чуть ли не в деньги, а Почтамт будут атаковать сотни людей, как если бы там бесплатно выдавали золотые рубли.<BR><BR><B>Шутка юмора</B><BR>Сразу после приведенного ниже газетного сообщения об изъятии только что выпущенных марок Почтамт и его отделения прекратили их продажу. Марки стали продавать на черном рынке по спекулятивным ценам. Однако через 5 дней после запрета дело приняло опять неожиданный поворот. В свободную продажу опять поступили марки номиналом в 35, 50 копеек и 2 рубля, а также комплекты сериями в 1, 2 и 3 копейки. Однако большинство марок копеечного достоинства почему-то по-прежнему не продавалось.<BR>Не были снова запущены в продажу и экземпляры самого высокого, пятирублевого, номинала с портретом здравствующего Николая Второго, хотя желающих купить эту марку была масса. Корреспондент газеты "Петербургский листок" рассказывал, что "утром 11 февраля на Почтамтской улице один приличный на вид господин на глазах толпы зевак продал восемь марок 5-рублевого достоинства по 25 рублей за штуку, нажив при этом за несколько минут состояние в 160 рублей в золотом исчислении".<BR><B>Паломничество в Почтамт</B><BR>В газетах все эти недоразумения трактовали неубедительно, а служащие Почтамта вообще не давали никаких объяснений. Наконец 15 февраля Почтамт получил разрешение продавать все выпущенные юбилейные марки, однако (!) только в течение 10 дней, до 25 февраля.<BR>Хотя об этом решении не было никаких газетных сообщений, к 10 часам утра в зале Почтамта собралась толпа, до вечера было продано невиданное количество марок более чем на 30 тысяч рублей. На следующее утро покупателей в Почтамте собралось еще больше. Как это обычно бывает, поползли слухи, что марок на всех не хватит, а дополнительные партии изготавливаться не будут. Хотя доподлинно известно, что марок было выпущено минимум на 350 тысяч рублей. Масла в огонь подлили и служащие Почтамта, вовсю уверявшие посетителей о выпуске в скором времени вместо юбилейных новых марок без портретов царей.<BR><BR><B>Опять обман</B><BR>Полагая, что из-за введенных ограничений в будущем марки сильно вздорожают, многие накупили их до 25 февраля на десятки, а кто и на сотни рублей. Большинство из этих покупателей принадлежало к числу совсем небогатых людей: студенты, мелкие торговцы, чиновники. Все они лелеяли надежду на улучшение своего материального положения, купив марки на последние деньги.<BR>Но вот в конце февраля вдруг становится известно, что все выпущенные марки будут свободно продаваться. Перед несчастными, кто успел с таким трудом закупить "царей", встал вопрос, куда их девать. Ни Почтамт, ни его отделения обратно марки не брали. Приходилось сбывать их менялам с большой скидкой. Причем если марки малых номиналов удавалось еще как-то продать, то дорогие, особенно рублевые, никто не покупал.<BR>Надо отметить, что и позже постоянно появлялись сообщения о том, что марки якобы выйдут из обращения, и тут же -- что останутся. Неразбериха продолжалась бы и дольше, если бы не первая мировая война, финансово-экономические проблемы которой затмили все остальные. Кстати, злосчастные знаки почтовой оплаты еще долго находились в обращении, в том числе при советской власти.