Коррупцию можно искоренить, открывая информацию

По расчетам фонда "Индем", общие годовые затраты на взятки граждан России на всех рынках бытовой коррупции составляют $2796 млн. Для того чтобы минимизировать эти затраты, необходимо лишь обеспечить открытость информации.

<BR><BR>По расчетам фонда "Индем", общие годовые затраты на взятки граждан России на всех рынках бытовой коррупции составляют $2796 млн. Для того чтобы минимизировать эти затраты, необходимо лишь обеспечить открытость информации.<BR>Именно эту мысль поддерживали участники семинара "Обеспечение права граждан на доступ к информации как средство предотвращения коррупции", который состоялся в Великом Новгороде.<BR><BR>Елена Панфилова, <BR>директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International-Россия":<BR>"Поясню, почему мы связываем два понятия -- отсутствие доступа к информации и коррупцию. Коррупция существует только там, где нет возможности получить информацию, где гражданам не гарантировано право свободно и равно получать информацию о деятельности госорганов и органов муниципального управления. Я считаю, что государству главное -- понять условия, при которых коррупция возникает, и попытаться минимизировать коррупционные риски. Тем самым создав поле взаимодействия между властью, бизнесом и гражданином.<BR>Начинать обеспечивать права граждан на доступ к информации в качестве средства предотвращения коррупции необходимо с регионов. Именно с тех немногих, где прижились новые демократические технологии в управлении. Здесь можно конструктивно обсуждать те вещи, о которых федеральная власть пока только задумывается. На федеральном уровне работать трудно. Мы не говорим о банальном взяточничестве, мы говорим о перекосах в прозрачности деятельности власти, государственных закупках, всей системы госслужбы в целом. Наш центр занимается этой проблемой в Новгороде, Мурманске и Ленинградской области с разным успехом. К примеру, в Калининградской области прикладным результатом деятельности общественных организаций стало принятие в июле этого года областного Закона "О порядке предоставления информации органами государственной власти". Правда, он до сих пор остался прецедентом в России, поскольку федеральное законодательство по этому вопросу не создано".<BR><BR>Джулия Ститс,<BR>ведущий консультант Transparency International-London:<BR>"Доступ к информации является важным требованием при действующих демократиях. Граждане должны быть осведомлены о вопросах, по которым идут политические дебаты, об административных процессах и планах, по которым идет принятие решений, чтобы иметь возможность справедливо оценить действия своей администрации. Кроме того, очень важна подотчетность как администраций гражданам, так и чиновников своим руководителям. А без полного доступа к материалам администраций ее не может быть. Из опыта британской демократии следует, что доступ к информации наносит удар тремя путями: вскрывает случаи коррупции, помогает предотвращать коррупцию и вознаграждать хороших управленцев. Во время политических предвыборных кампаний часто звучат ложные обвинения в коррупции, если информация доступна публике, то эти обвинения могут быть быстро сняты. Одновременно с этим система доступа увеличивает доверие: если граждане поймут, что власти внимают их просьбам, то будут более лояльно относиться к ним и выполнять законы государства. Очень часто граждане сталкиваются с серьезным противодействием администраций, где берут верх традиции секретности. Множество запросов может нарушить стройную систему их работы, считают чиновники, но преимуществ все же больше. Если законодательство об обеспечении доступа к информации станет легитимным, то от желания отдельного чиновника уже ничего зависеть не будет. Сейчас в мире наблюдается серьезная тенденция к упрощению доступности информации, и в 40 странах мира законы об этом уже приняты. Последние два года и в государствах Восточной Европы приняли аналогичное законодательство, еще около 30 стран находятся в процессе рассмотрения. А там, где нет федерального закона, доступность информации инициируют местные самоуправления. Примером тому может стать Германия".<BR>Сергей Фабричный,<BR>зампредседателя Новгородской областной Думы:<BR>"Новгородской области предлагали в 1990-х годах создать систему грантов для общественных организаций, которые бы специализировались на поисках коррупции, но мы высказали встречное предложение -- давайте начнем с Москвы и Петербурга. Не знаю, чем закончилась эта инициатива. Закон, который принят в Калининградской области, и вообще круг вопросов о доступе к информации не относится к категории финансово-экономических. И сказать, что его принятие значительно улучшит ситуацию в регионе, было бы слишком смело. Мы разрабатываем новый закон для Новгородской области, но я отношусь к проблеме обеспечения доступа к информации с долей осторожного оптимизма. Как мне кажется, в последнее время начинает просматриваться тенденция, характерная для СССР второй половины 1980-х годов, когда много говорили о гласности и демократизации, оставляя на потом или не решая проблемы, которые лежали в плоскости финансово-экономической.