Петербург отказывается от классики в пользу менеджмента

Проект по изучению творческих индустрий, проводимый на деньги TACIS около года, завершился в конце июня. Возможно, он перетечет в новый.

<BR><BR>Проект по изучению творческих индустрий, проводимый на деньги TACIS около года, завершился в конце июня. Возможно, он перетечет в новый.<BR>Заявка на очередной проект, составленная инициативной группой, и в частности Дмитрием Мильковым, заместителем исполнительного директора "Про-Арте", преследует целью создание структуры-посредника между культурой и бизнесом, напоминающей Художественный центр Манчестера. Такая структура должна мониторить художественные проекты, выступать гарантом инвестирования для бизнеса и, с другой стороны, помогать современному искусству находить с бизнесом общий язык.<BR><BR><B>Посредники</B><BR>Эта же мысль стала одним из выводов исследования, проведенного Центром независимых социологических исследований и Леонтьевским центром. Да и сама по себе она уже давно витает в воздухе, материализуясь, в частности, в проекте НоМи или же в открытом компанией "Единые технологии России" (см. "ДП" №77/02, www.dp.ru) около 2 месяцев назад Центре современных искусств Art-You.<BR>Но, в принципе, совершенно логично, чтобы подобных посредников было много. Во-первых, Петербург -- слишком большой город по сравнению с городами, в которых успешно реализовались подобные проекты. Кроме того, в отличие от других стран, где за финансирование искусства брались правительства, по мнению исследователей, кураторам арт-проектов Петербурга и других российских городов придется обращаться за инвестициями именно к бизнесу.<BR>В исследовательском отчете также говорится, что творческому сектору необходимо сделать свои сетевые структуры более открытыми по отношению к другим областям. Хотя сделать это будет довольно трудно в связи с такими причинами, как "закрытые" системы личных связей, "блат", отсутствие общих интересов и боязнь конкуренции. Тем не менее, как это можно увидеть на примере крупных корпораций, эффективней объединять некоторые функции искусства в одном центре, который бы осуществлял общий маркетинг, юридическую поддержку, зарубежные связи и работу с властями.<BR><B>Прототипы</B><BR>Модели подобной работы во время прохождения проекта демонстрировали западные менеджеры от искусства; собственно, сам проект и был инициирован лицами, сумевшими сделать такие города, как Манчестер и Хельсинки, культурными центрами за несколько лет. Например, в Манчестере, некогда захолустном текстильном городке, была сделана ставка на музыкальные события, рейв и рок. Там был выстроен творческий центр -- "Северный квартал", который по пониженной арендной плате был полностью сдан художникам, преобразившим территорию и сделавшим его Меккой культурного туризма.<BR>"Многие сравнивают Кабельную фабрику в Хельсинки и петербургскую "Пушкинскую, 10", -- добавляет участник проекта, социолог Катерина Герасимова. -- По идее, у них очень много общего: и тот и другой -- центры искусства и развлечения. Но принцип хельсинской фабрики значительно отличается от петербургского опыта. Там проект изначально задумывался как коммерческий центр, который может помочь культуре зарабатывать деньги. В итоге директор Кабельной фабрики, который, в отличие руководителей "Пушкинской, 10", не стесняется называть себя бизнесменом, может эффективно использовать 53 тысячи м2 площади, на которой работают 900 художников".<BR>"В нашем понимании на культуре нехорошо зарабатывать деньги. Особенно если культура альтернативная. Считается, что она должна быть обязательно бедной, в лохмотьях", -- добавляет социолог Олег Поченков.<BR>Наблюдается парадокс: ставки делаются на "императорский Петербург", который не позволяет городу влиться в современное мировое культурное пространство, а использование "живых" художников в коммерческих проектах считается пока зазорным. "Тем не менее в процессе проекта многие участники будущего арт-рынка, которые раньше друг с другом не общались, смогли познакомиться и планируют в ближайшее время провести ряд общих проектов, прежде всего фестивалей (самый легкий с точки зрения привлечения денег жанр), объединяющих различные искусства", -- анонсирует Олег Поченков.<BR>