Зураб Церетели: "Москва забирает, потому что это орган"

Зураб Церетели, находясь в Северной столице с краткосрочным визитом, огласил список первоочередных дел, связанных с благоустройством петербургской культуры.

<BR><BR>Зураб Церетели, находясь в Северной столице с краткосрочным визитом, огласил список первоочередных дел, связанных с благоустройством петербургской культуры.<BR>У Президента Российской академии художеств большие петербургские планы. Зураб Церетели собирается облагородить Парк 300-летия города, хочет поставить памятники Бродскому и Шувалову, реставрирует здание местной Академии художеств, а заодно и картины из нее и т.д. Так как картины на реставрацию были увезены в Москву, то значительную часть своей экспансивной с сильным грузинским акцентом речи (которая лучше всего передает энергичный характер художника) Зураб Церетели посвятил тому, чтобы убедить общественность: произведения искусства, несмотря на все опасения, вернутся домой.<BR><BR><B>О картинах</B><BR>"В Москву мы с 1998 года отправили 420 картин. Сейчас сколько отправили? На последнюю выставку 155. Эти 155 работ приводим в порядок, реставрируем. И когда 300-летие будет в Петербурге, я сказал Яковлеву, чтобы дали помещение под выставку. Это помещение будет -- в как его -- в Манеже академическом и еще, если дадут.<BR>Почему отправили картины? Здесь в Петербурге нету ни климата, ни хранилища, картины висят в ужасных условиях. Когда мы пошли посмотреть, в каком состоянии находятся картины, то решили -- президиум решил -- реставрировать, показать Правительству, чтобы воздух зашел. Потом картины вернутся -- здесь у вас будут! Вот висят картины здесь (встреча происходила в ректорате Института живописи, архитектуры и скульптуры), и это вредительство. Нету климата здесь! И нету воздуха! Давайте спустимся все и посмотрим, как валяются там картины! Это надо реставрировать. А это как раз наша профессия. Вернем. Все вернем. Это же собственность. Государственная собственность. Вы не думайте, что это собственность музея только. Нельзя было здесь реставрировать. Тогда Вы могли уже до меня все отреставрировать и привести в порядок. Вы это не можете, поэтому наша обязанность, чтобы не испортить все это имущество. Я хочу чтобы все Правительство, начиная от Минфина, увидело, какие шедевры у нас существуют.<BR><B>О Москве</B><BR>Москва -- это для Вас как будто химический завод или еще что-то. Академия головная! Москва забирает, потому что это орган. Орган и дом искусства. Так кадры воспитываются. У нас институт искусствознания, там выпускают учебные книги. Учебники откуда? Почему Вы книги не издаете здесь? Министерство образования где существует? В Москве существует. Такова структура. Российская академия -- головная, весь президиум, все члены сидят и думают, как развивать искусство, как воспитать новое поколение.<BR><BR><B>О скульптурах</B><BR>Я же художник, если у меня дух испортится, то не буду ничего делать. Так что я решил: скульптуру и прикладное искусство я оставляю в академии, и посмотрим, как Вы будете реставрировать. На Ваше усмотрение. Реставрируйте! Я отказываюсь. Посмотрите, в каком состоянии скульптурные работы. Они черные. В ужасном состоянии. И давайте на 300-летие сделайте реставрацию. Это я заявляю официально. И объявляю соревнование -- кто быстрее сделает реставрацию. Я все картины повешу к открытию 300-летия. А это -- коррозия, грязь... -- пусть будет на Вашей совести.<BR><BR><B>О средствах</B><BR>Мы попросили Правительство, и Правительство дает нам понемножку деньги. Не Петербург. Я очень хочу, чтобы Вы сделали такую информацию, чтобы и Петербург тоже давал. Про деньги? Сейчас я скажу. Сколько у Вас уходит на обед в день -- можно я задам вопрос. И на косметику?.. Мы платим за рамы, за лак, за все материалы... У нас здесь есть враги искусства, которые дают неправильную информацию.<BR>Про деньги. Сейчас я скажу... 8-10 тысяч рублей, но уйдет еще больше. Нет? В долларах сколько? Например, 150 работ -- для них нужны рамки. Если перевести в доллары, то надо $8 тысяч. Сюда входят и багет, и стекло...<BR>Ну, милые мои, объясняю еще раз. К 300-летию Петербурга Российская академия художеств, президиум берут на себя обязательство закончить реставрационные работы, организовать выставку в Москве и потом выставку в Петербурге. И, кроме того, руководство академии будет просить, чтобы до конца привели в порядок и выделяли деньги на хранилище, аудиторный фонд, библиотеку, общежитие для студентов... Вот это наши главные задачи... Вот директор музея. Когда картины украли, она много дней не спала и нашла. Говорите Иванов нашел? Иванов или Петров, но с чьей помощью они нашли?<BR><BR><B>О планах</B><BR>Мечтаю сделать музей современного искусства в Петербурге, дорогие мои. Мечтаю. Я сейчас завод Нобеля смотрел. Дайте. Кто дает? Вот есть дом. Дом стоит. Валяется дом. 100 раз я прошу -- дай, чтобы я тут музей сделал. Давайте Вы тоже просите, потому что нету музея авангардного, молодежи негде показывать ихние работы.<BR>А во Франции устанавливаю Бальзака. На представлении проекта была огромная численность журналистов, задавали также вопросы, и потом мы оттуда вышли и показали этот 16-й район и огромный парк, где установят Бальзака. Это будет не отдельно стоящая скульптура, Бальзак будет со своими книгами, со своими героями. Внутри памятника -- если довести до конца -- получится музей. Это помещение дает возможность повесить картины, устраивать какие-то выставки... Хотим сделать музей русского искусства.<BR><BR><B>О парке</B><BR>Готовим генплан Парка 300-летия Петербурга. Сандро, как это место называется? Да, в Приморском районе. Сделаем планировку. Чтобы народ отдыхал, чтобы было правильное освещение, чтобы было связано с водой.<BR>Когда закончим, будем по этапам выполнять и можно на обсуждение вынести. Будут ли там памятники? Пока не знаю. Само решение парковой среды -- это будет. Это сейчас самый важнейший фактор: осветить, благоустройство сделать, теннисный корт создать, уголок пляжа, чтобы народ мог сесть, гулять на ровном месте и нюхать запах цветов. Пока мы делаем проект на энтузиазме академических кругов. К 300-летию. Безусловно, не успеем. Уже времени мало осталось. Можно успеть сделать генплан, дорожки, озеленение, деревья, подсветку. То есть сами строительные и планировочные работы. Это первый номер задачи".