"Стоят такие саркофаги один за другим"

"Многим застройщикам полезно поселиться в своих многоэтажных строениях -- они же сами там не живут. Чтобы они на себе почувствовали все прелести жизни в ячейке саркофага", -- такой рецепт оздоровления городской архитектурной среды дает Валерий Нефедов.

<BR><BR>"Многим застройщикам полезно поселиться в своих многоэтажных строениях -- они же сами там не живут. Чтобы они на себе почувствовали все прелести жизни в ячейке саркофага", -- такой рецепт оздоровления городской архитектурной среды дает Валерий Нефедов.<BR>Директор Архитектурного института СПбГАСУ Валерий Нефедов считает, что система и принципы жилищного строительства в Петербурге нуждаются в кардинальных переменах.<BR><BR><B>Саркофаги</B><BR>Можно разными критериями оценивать процессы, происходящие в нашем городе. Но однозначно, что современная жилая архитектура -- та область, в которой в Петербурге сейчас чрезвычайно много абсурда. Здесь можно хотя бы сказать о многократно повторяющихся попытках создавать громоздкие монстрообразные кирпично-бетонные саркофаги, в которых человеку всегда будет неуютно. Только потому, что там изначально нарушен человеческий масштаб. Как только мы создаем концентрацию 12-16-этажной жилой застройки, на земле уже порядка не наведешь.<BR>Один из аргументов в сторону повышения этажности застройки -- высокая стоимость земли, в том числе на береговых территориях вблизи Финского залива. Но что дальше? Вот есть морской фасад, который представляет собой попытку создать протяженный бетонный забор вдоль Финского залива. Брутальные античеловеческие по масштабу и по конфигурации строения. Погнавшись за идеей морского фасада, который кто-то когда-то, проплывая на корабле, увидит и скажет: "ах, какая идеальная горизонталь..." А жить-то как там, если во двор выйти... "Забор" защитил от ветра, но во дворе те же самые площадки мусоросборников. Посадите там хоть 100 деревьев -- пространство все равно навсегда останется античеловеческим. Там всегда будет доминировать искусственная огромная массивная кирпично-бетонная глыба. Изначально не попав в масштаб, эта застройка спровоцировала продолжение столь же гигантских массивов и дальше.<BR>Новые одиозные примеры особенно заметны в районе станций метро. Там безудержно растет безликая серая масса кирпича и бетона, где вы себя ощущаете муравьем, которому в этой глыбе принадлежит какая-то ячейка. О понятиях среды, окружения, выразительности или эстетики здесь говорить бессмысленно. Это всегда будет конгломерат функций в пространстве с потерей человеческого масштаба.<BR><BR><B>Заборы</B><BR>Здесь необходимо сказать, что не высота или этажность -- камень преткновения. Отдельные акцентирующие многоэтажные точечные здания строить можно и нужно. Жить на 12-м или 16-м этаже с хорошей панорамой на природное окружение и престижно, и приятно. Вопрос лишь в том, что необходимо отказаться от строительства протяженных многоэтажных зданий, которые, как бетонно-кирпичный забор, создают малообитаемое пространство -- те самые дворы, в которых все общее и все ничье, в которых неуютно, в которых машины где попало и др.<BR>Темпы строительства в городе зримо демонстрируют, что деньги в этой сфере экономики есть. Сейчас стоит задуматься -- потом, когда многие участки будут заняты, будет поздно -- почему при наличии большего количества средств город застраивается столь некачественно, столь немасштабно, неуютно и невыразительно.<BR>Да, строителям выгодно, когда с метра земли извлекается еще 16 метров жилой площади на всех этажах, которые реализуются за хорошие деньги. В этом отношении сегодня фактор быстрой доходности жилья определяет все. Плюс еще экономия на протяженности инженерной инфраструктуры. Лишний километр дорог или теплотрассы, конечно, стоит денег. Это все видимые сегодня в нашем представлении якобы затратные составляющие. Но если вместо декларирования тезисов об энергосбережении мы всерьез им займемся, то картина будет другой. Энергосбережение сегодня в первую очередь подразумевает создание локальных систем жизнеобеспечения -- котельных, которые уже не будут топить улицу в радиусе 15 км и терять на этом до трети энергии. Такая локальная котельная обеспечивает группу из 10-15 зданий. И это будет настоящее энерго- и ресурсосбережение.<BR><BR><B>Крепости</B><BR>Многоэтажное многосекционное здание в прямой производной создает огромное пространство, на котором могли бы быть построены те самые среднеэтажные дома с той же площадью, с той же численностью проживающих. Это ход в сторону европейского цивилизованного решения жилой застройки, когда она трактуется как жилая среда, а не просто как сумма зданий: стоят такие саркофаги один за другим, и все.<BR>Сегодня в мировой практике есть очень интересная тенденция: пространство у дома разделяется на три составляющие. На приватное -- перед квартирой первого этажа, коллективное -- это экранированное, защищенное пространство для некоего сообщества людей, живущих в этом здании или в двух зданиях, и общественное -- для всех. У нас, как правило, преобладало общественное пространство. Отсюда экстремальный уровень вандализма, машины -- все подряд, в том числе и людей, не живущих в этом дворе, -- на газонах, на детских игровых площадках и др.<BR>Коллективное же пространство дает шанс реально поддержать цивилизованную среду без вандализма. Оно закрыто. Оно доступно только тем, кто живет в этом доме.<BR><B>Цены</B><BR>Нормально -- строить до пяти этажей. Это не таун-хаузы, а современная жилая застройка средней этажности. Эти здания в среднем в 3 раза ниже, чем те огромные комплексы, которые сейчас преимущественно строятся. Здесь человек не чувствует себя отчужденным от земли и при этом знает, что двор этот ваш, куда могут безопасно выйти и пожилые люди, и дети.<BR>Строители могут сказать, что жилье тогда станет дороже. Здесь есть разные аспекты. Когда наши европейские коллеги узнают стоимость квадратного метра в строящемся сейчас многоэтажном жилье, то сильно удивляются: за этого качества жилье запрашивается столь высокая цена! Дорого! Малоэтажное жилье гораздо ближе к элитному: три-четыре этажа, городская вилла, продолжением первого этажа является терраса для вечернего чаепития, где у вас фактически свой сад. Цена площади в этих домах может выйти на $600 за м2, но сегодня во многих многоэтажных зданиях $600-800 за м2 очень часто встречаются.<BR><BR><B>Конкурсы</B><BR>Система архитектуры в городе требует гораздо большей открытости. В Берлине есть инфобокс -- красный павильон, в который можно прийти и получить всю информацию: что и как будет строиться, каковы будут типы зданий. В Париже есть галерея "Арсенал", где обсуждаются с общественностью все предстоящие проекты.<BR>Мы же любые конкурсные проекты -- какие ни возьми -- часто знаем лишь заголовками. Одним из таких примеров может служить конкурс на реконструкцию Мариинского театра. Отнюдь не однозначно, что проект того или иного участника был хорош. Его качество должны оценить независимые профессионалы -- объект достоин международного жюри. То есть здесь нужно было послушать мнение тех специалистов, которые проходили адекватные проблемы в Европе.<BR>Я склонен думать, что путь города -- проведение открытых международных конкурсов на концепцию жилой среды. Действительно важно, чтобы обязательно несколько архитекторов из развитых стран показывали свои альтернативные подходы.<BR><B>Весь процесс принятия решения поставить на альтернативную основу. Идеология участка под застройку по существу определяется с момента написания задания на конкурс. Если в задании на конкурсное проектирование будет обозначено, что оптимальный размер этажности -- три-пять этажей, то это станет частью концепции</B><BR>здания. А не так, как сейчас, -- возьмите вы застройку Ланского квартала, когда комплекс зримо растет вверх, хотя в том месте можно было удержаться на порядок ниже.<BR><BR><B>Лоты</B><BR>Структурирование земли под жилую застройку нужно подчинить другому алгоритму. Не огромными кварталами, как сейчас, а небольшими жилыми группами, уже с другой плотностью -- с той же численностью проживающих, но гораздо ближе к земле. При этом каждая жилая группа должна иметь свой язык архитектуры. Такой, чтобы ее никто не спутал с соседней группой. И практика европейской застройки сегодня продвинулась именно в этом плане: отдельные жилые группы -- лоты разделяются между разными творческими коллективами, и каждый делает на свой вкус, на свой стиль совершенно разную архитектуру.<BR>Город богат талантами. И из того обилия средств, которые сегодня инвестированы в глыбы новостроек, чуть подкорректировав идеологию, можно было бы наконец через систему конкурсов создать один-два прецедента нормальной застройки (не впадая в другую крайность, а именно не падая до одного-двух этажей -- на это очень жалко тратить городские территории).<BR>