Бюджет Петербурга рос на собачьих харчах

Начало лета -- горячая пора во всех отношениях. Одни жарятся на солнце в стремлении добиться аппетитного "румянца" курицы-гриль, другие нагнетают температуру и давление внутри тела за счет ожесточенных бюджетных споров.

<BR><BR>Начало лета -- горячая пора во всех отношениях. Одни жарятся на солнце в стремлении добиться аппетитного "румянца" курицы-гриль, другие нагнетают температуру и давление внутри тела за счет ожесточенных бюджетных споров.<BR>Если сроки подготовки бюджета за прошедшие 100 лет не претерпели в Петербурге значительных изменений, то о самой структуре доходов и расходов этого никак не скажешь. Городские власти столичного Петербурга зарабатывали и тратили деньги несколько иначе, чем в Петербурге, этого статуса лишенном.<BR><BR><B>Собачьи доходы</B><BR>По мнению некоторых исследователей, в начале XX века выражение "финансы поют романсы" еще не содержало негативного оттенка. Напротив, все было более-менее благополучно. Тем не менее в 1909-1913 годах специальная комиссия городской думы провела комплексный анализ местного бюджета, а также составила для исполнительной власти рекомендации по способам улучшения финансовой стороны тогдашнего менеджмента.<BR>Размер городского бюджета ежегодно возрастал на 10%.<BR>В составе городских доходов наибольшую долю составляли налоги и пошлины -- 49,7%. Доходы от предприятий, принадлежавших городу, давали 28,9%, поступления от недвижимых имуществ -- 7,5%, а остальные статьи -- 13,9%.<BR>Хорошим источником городских доходов считалась сдача городских земель в долгосрочную аренду под различные постройки. В дальнейшем поступления по этой статье планировалось довести до 3% в год от цены земли.<BR>В то же время доходы можно было еще увеличить, если бы не многочисленные льготники. Бреши удавалось ликвидировать, в том числе за счет регулярно возрастающего "налога на роскошь" -- сборов за частных лошадей, автомобили, велосипеды и собак.<BR><BR><B>Трамвайный рай</B><BR>Самой прибыльной статьей городского хозяйства в Петербурге в то время являлся... общественный транспорт. Трамвай, конка и паровик представляли собой транспортные монополии. На троих они давали 66,5% всей бюджетной прибыли. На втором месте шел водопровод (21,6%). Замыкала тройку лидеров скотобойня (7%). Оставшиеся же за чертой призеров газовые заводы приносили Петербургу 4,5% прибыли.<BR>Секрет прибыльности транспортной отрасли был чрезвычайно прост: в Петербурге, в отличие от Берлина, Парижа, Вeны и Лондона, не было никаких льготных категорий пассажиров и льготных тарифов и даже не существовало каких-либо месячных и квартальных абонементных карточек. При этом тарифы за проезд в Петербурге были выше, чем в среднем по Европе. Внутригородские перевозки являлись весьма дорогим удовольствием: маршрут типа вокзал -- склад по стоимости перевозки равнялся цене за проезд из Новгорода в Петербург.<BR>Несмотря на дороговизну, процент заполнения трамваев (81%) в течение дня в российской столице был в 2 раза выше, чем в Европе. Эксплуатация вагонного парка также была поставлена на высоте: на линию ежедневно выходило до 90% трамваев.<BR>Идиллическую картину довершает тот факт, что 74% всех трамвайных доходов шло на зарплату самим транспортникам. В то время как в Берлине и Вене этот показатель равнялся 62%, а в Лондоне -- 48%.<BR>Немудрено, что при таком положении вещей Петербург быстро превратился в трамвайный рай. Первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства до угла 8-й линии и Большого проспекта прошел 16 сентября 1907 года (вагоновожатым был инженер Графтио). Всего через год в столице насчитывалось уже 9 маршрутов, а к началу 1913 года -- 14. Вагонный парк при этом насчитывал несколько сотен вагонов, а проезд стоил от 5 до 20 копеек.<BR>Помимо общественного транспорта еще одной перспективнейшей отраслью городского хозяйства уже тогда являлись телекоммуникации. В столичной телефонии также существовала монополия, причем еще более агрессивная, чем на транспорте. При средней годовой арендной плате за телефонный номер в 54 рубля чистая прибыль составляла 36 рублей, то есть 66,6%.<BR><BR><B>Расходный ордер</B><BR>В расходной части бюджета первую строчку занимало "санитарно-больничное дело". На это уходило примерно 25% всех городских денег. Впрочем, средств все равно не хватало, и среднеевропейского уровня "обеспечения населения кроватями в больницах" петербургские власти планировали достичь только к 1920 году.<BR>20% местного бюджета составляли платежи по долгам, 16% расходовались на народное образование. Наробраз вообще являлся самой прогрессирующей статьей расходов, в 1909-1913 годах суммы, выделяемые городом на учебную отрасль, выросли на 59%.<BR>На коммунальное хозяйство шло 10-11% бюджета (в то время как в 1873 году расходы на благоустройство составляли 27%), еще 10% требовалось на содержание многочисленных правительственных учреждений.<BR>Список главных расходных статей замыкали социальное обеспечение и городское управление, включая полицию и пожарных. На это тратилось абсолютно одинаковое количество денег -- по 7%.<BR><BR><B>Приоритеты</B><BR>Проанализировав бюджет, спецкомиссия подготовила для городской исполнительной власти ряд мудрых советов.<BR>Приняв за основу очевидный факт, что цены на землю под строительство растут там, где есть хороший транспорт, сады, парки и морской воздух (таковыми районами тогда считались Гаванский участок и Смоленское поле на Васильевском острове и Северная часть Петербургской стороны), законодатели поставили задачу -- непрерывно строить трамвайную сеть в этих районах.<BR>Остальные рекомендации можно смело относить к разряду вечных. Комиссия посчитала, что в Петербурге в ближайшее время необходимо "провести переоценку всей частной и городской недвижимости и подготовить ее кадастр; застройку новых кварталов осуществлять через торги и подряды; провести проверку (чего не было с 1855 года) самозахватов береговой черты и повысить сборы за использование городских набережных для временного складирования грузов и водного пространства для зимовки судов". Кроме того, предполагалось решить, что выгоднее городу: самому строить жилье для своих чиновников или же арендовать у частников и платить людям квартирные.<BR><BR><B>Кодекс кредитора</B><BR>Актуальности не потерял и сформулированный депутатами "кодекс кредитора", состоящий всего из пяти пунктов. Каждый последующий тезис последовательно развивал предыдущий. Пункт первый гласил, что "займы не опасны для города, если они берутся для создания новых доходных предприятий".<BR>Пункт №3 предписывал: "Займы не нужны для капитальных неокупаемых затрат, ибо для этих целей надо создавать городские капиталы". Резюме категорически заявляло: "Их (то есть займы) брать можно, если заем окупится до источения срока морального и технического старения объекта".<BR>В своем заключительном выводе думская комиссия цитировала мнение премьер-министра Столыпина: "У правительства должна быть серая незаметная работа, скрытый блеск которой проявится нескоро".<BR>(С.К.)