00:0001 марта 200200:00
10просмотров
00:0001 марта 2002
"Земельный кодекс не оставляет чиновникам никаких путей для отступления", -- считает председатель Комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский.
<BR><BR>"Земельный кодекс не оставляет чиновникам никаких путей для отступления", -- считает председатель Комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский.<BR>Вступивший в действие с начала этого года Земельный кодекс реализуется с большим скрипом. Виктор Плескачевский -- один из разработчиков кодекса -- изложил "ДП" свое видение проблемы: "Выкуп касается в основном земель, занятых промышленными объектами и жильем. А это меньше 2% всех земель. Основа закона такова, что если человек строил или покупал объект, то фактически он приобретал и его местоположение. Главной целью для Федерации является не получение сверхдоходов от продажи земельных участков.<BR>При этом существует ряд особенностей. Например, в Москве и Петербурге установилась крайне высокая арендная плата за землю. И каждый из нас понимает, что собственник здания не может по этой "рыночной" цене выкупать землю.<BR>Но теперь собственник здания имеет преимущественное право выкупа земли под ним. И аукциона в этом случае не должно быть.<BR>Цель, которую преследует думский Комитет по собственности, -- выработать некий шаблон, который бы вопреки сопротивлению местных чиновников, "сидящих и жирующих" на арендной плате, официально закрепил здание и землю под ней в единый комплекс собственности.<BR>Земельный кодекс -- это закон прямого действия, где у чиновников минимальное количество возможностей повлиять на ситуацию.<BR>К сожалению, сегодня по всей стране идет отказ в оформлении права собственности по формальным причинам. Например, не определены границы участка и т.д. В Северо-Западном регионе очень часто чиновники отвечают, что заявку они не могут удовлетворить по причине путаницы с собственником земли, в связи с неопределенностью в вопросе, на чьем балансе она находится: у военных, в муниципалитете или еще у кого-то.<BR>Но собственника здания, который подал заявку на выкуп земли, это абсолютно не волнует. Госдума значительно упростила процедуру принятия решения по передаче земельного участка. Тем более, органы, которые должны принимать решения (комитеты по управлению муниципальным имуществом, земельные комитеты), фактически двойного -- федерального и местного подчинения.<BR>На самом деле Земельный кодекс не оставляет чиновникам никаких путей для отступления. Единственный вариант, при котором требуется вмешательство чиновника, -- это случаи проведения тендеров на участки земли, не занятые промышленными или жилыми объектами. И то правила такой продажи должны быть максимально прозрачными.<BR>Идеальных законов нет. В развитие Земельного кодекса необходимо больше 20 законов. Но, несмотря на отсутствие ряда норм, например такого понятия, как резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д., практика гражданского оборота земли должна сформироваться так называемым явочным порядком. Чтобы приблизиться к стандартам, по которым действует весь остальной мир.<BR>Конечно, Земельный кодекс не решает всех вопросов всех видов земель. Сейчас пишутся четыре комментария к кодексу. Он не мог вместить в себя все варианты земельной практики. Но фундамент заложен. Главное, что был решен самый кричащий вопрос -- продажа земли под промышленными объектами. Неопределенность в этой сфере препятствовала развитию инвестиционного процесса.<BR>Например, в бывшем Восточном Берлине я как-то спросил у судьи (а суды у них идут по земельным книгам): "Сколько у Вас земельных участков?" Он ответил: "Сто сорок тысяч". "А сколько участков в ипотеке?" Ответ, что почти все 100% участков заложены в банках, меня не удивил. Сегодня все недоумевают, что в России нельзя получить ссуду под развитие. Пока в России примеров полноценной ипотеки единицы. Банки деньги могут дать только под залог недвижимости, в том числе и земли.<BR>Собственник объекта должен являться и собственником земли. Только таким путем можно получить средства для цивилизованного развития рынка недвижимости.<BR>Важно установить цивилизованный порядок, когда строительный объект и земельный участок под ним представлялись как единый комплекс.<BR>Главное сегодня -- создать правоприменительную практику. Подал заявку на выкуп земельного участка -- через 12 дней получил готовое решение.<BR>На законодательном уровне решен даже самый "тяжелый" случай, когда изначально не были определены границы участка.<BR>А если здание принадлежит одному собственнику, а земельный участок -- другому, как в таких условиях можно посчитать экономическую эффективность? Завтра тебе подняли арендную плату раза в 2-3 раза, а то и больше, и твоему бизнесу пришел конец.<BR><BR><BR>