Старинное платье украшает "легенда"

Когда владелец антикварного костюма приносит его на комиссию в магазин или на закупку в музей, то, как правило, рассказывает какую-нибудь историю: из чьей семьи эта вещь, кто ее приобрел, кто и когда шил, носил, как и кому она досталась по наследству. Пла

<BR><BR>Когда владелец антикварного костюма приносит его на комиссию в магазин или на закупку в музей, то, как правило, рассказывает какую-нибудь историю: из чьей семьи эта вещь, кто ее приобрел, кто и когда шил, носил, как и кому она досталась по наследству. Платье, как шпион, обретает свою "легенду". Она попадает в музейные акты, инвентарные карточки, каталоги. И мало кто дает себе труд проверить эту информацию. Да и вряд ли это нужно, даже если такая возможность есть.<BR>У нарядов из коллекции Натальи Костригиной тоже есть свои истории, а само собрание возникло благодаря стечению обстоятельств. В принадлежащем ей с мужем магазине "Старые годы" работал когда-то продавец Аркадий Петрович, который как никто умел оценить старый костюм: он в нем разбирался, понимал, что покупать и как продавать эти вещи. Затем Аркадий Петрович перешел работать в другой магазин, но к Наталье Костригиной по памяти продолжали приносить разные вещи. Выставляя часть на продажу, она что-то по вкусу оставляла себе. Со временем собралось множество интересных вещей, и Наталья Костригина решила в них "вложиться": их отреставрировали, описали музейные работники и приготовили для экспонирования. Более 30 дамских туалетов -- свадебных, визитных, бальных -- надеты на манекены, их "сопровождают" аксессуары, много в коллекции накидок -- пелерин, тальм. Чтобы их выставить, сохраняя силуэт времени, сшиты специальные юбки по фасону сохранившихся старинных. Продавать вещи по одной владелица не хочет, разве что коллекцию целиком.<BR>Старинный костюм в нашем отечестве -- вещь очень редкая, в Европе и Америке старины несравнимо больше. В России все довоенные годы дамы что-то себе перешивали из старого, а сумочки, меха, кружево, вышивки, даже обувь были в ходу. Революции, войны, высылки дворян, экспроприации, ссылки, аресты с ликвидацией имущества -- не до бережного отношения к гардеробу было тогда нашим соотечественникам. Сегодня среди антикварных предметов старинный костюм, пожалуй, на последнем месте в смысле спроса. Поэтому как способ вложения денег такая коллекция невыгодна, только если фортуна улыбнется....<BR>К тому же этими вещами невозможно пользоваться: они слишком нежные и ветхие. Чтобы они окончательно не обратились в прах, их нужно уложить в коробки и упрятать в шкаф, оберегая от моли, влаги, солнца, пыли...<BR>И все-таки старинное платье -- вещь очень нужная. Музейщикам -- как предмет исследования. Художникам по костюму, работающим в театре и в кино, воспроизводящим исторический костюм. Известно, что иные режиссеры хотели бы видеть на сцене или в кадре подлинную вещь, а не обычный театральный реквизит. Современные дизайнеры имеют возможность приобщиться к воплощенной истории моды, портновскому мастерству прошлого, что очень им иногда не повредит. И, наконец, реставраторам старинный костюм помогает создавать технологии, которые они могут применять в восстановлении разных предметов декоративно-прикладного искусства. Кстати, в коллекции Натальи Костригиной все вещи починены, вычищены, укреплены, бисер переложен на другую основу, ведь никакой шелковый тюль, обветшавший за 100 лет, не выдержит тяжести стеклянных бусин. Когда же приглядишься к деталям, то видишь, что иногда и ткани, и нитки, и бисер -- современных технологий и фактур. Ведь чтобы достать старые материалы, нужно разобрать на части подобное старинное изделие, а где ж его взять? Так что выглядят отреставрированные вещи как заново сделанные залы Большого Петергофского дворца, сгоревшего в годы войны.