Е. Недзельский: Ледяной взгляд -- корень наших неудач во всех сферах бизнеса

Предложение Русской Православной Церкви создать религиозный медиа-холдинг, объединяющий радио и телевизионные СМИ, а также ряд печатных изданий, вызвало много ожесточенных споров.

Предложение Русской Православной Церкви создать религиозный медиа-холдинг, объединяющий радио и телевизионные СМИ, а также ряд печатных изданий, вызвало много ожесточенных споров. В Петербурге на религиозном эфире пока специализируется единственная радиостанция -- "Теос". Председатель благотворительного фонда "Радио Теос" Евгений Недзельский рассказал о методах работы религиозного СМИ.
-- Насколько перспективно создание религиозного холдинга? -- Отношение такое: если хотят создавать -- пусть создают. Есть телекомпания "ВИД", пускай будет телекомпания РПЦ. Но подключать к строительству холдинга государство будет, с моей точки зрения, шагом в неверном направлении.
-- Как строится работа "Теоса"? -- Радио "Теос" -- межконфессиональная радиостанция, которая предоставляет возможность высказаться представителям любых христианских конфессий: православных, католических, протестантских. В штате нашем работают как протестанты, так и православные, и католики. Я сам являюсь протестантом, и мое отношение к бизнесу нормальное. Я считаю, что христианство не отвергает жизни, а бизнес -- деловая сфера жизни. Радио было основано 20 января 1993 года. В основе -- частная инициатива, мои контакты с западными христианами. Все началось с того, что мне предложили приобрести военный радиопередатчик (военные распродавали имущество), на покупку которого у меня не было средств. Тогда возникла мысль обратиться к западным бизнесменам. Один американский пенсионер, а в прошлом бизнесмен Роберт Лоу услышал о моей идее, поверил мне на слово. Он прислал человека с необходимой для этого приобретения суммой денег, вот так все и завертелось. Станция до сих пор не зарабатывает на рекламе: у рекламодателей нет заинтересованности в средних волнах. Поэтому мы существуем в основном за счет поддержки слушателей. К концу прошлого года у нас образовался долг в 300 тысяч рублей. Мы снова обратились к слушателям, и реакция была потрясающая. Мы меньше чем за 2 недели собрали эту сумму, причем первый и самый крупный вклад в 100 тысяч был сделан бизнесменом, мама которого слушает наше радио. Он предложил мне встретиться, я за 10 минут объяснил ему ситуацию, после чего он не говоря не слова пожертвовал 100 тысяч.
-- Может ли религиозное СМИ быть окупаемым? -- Опыт той же Америки показывает, что да. Там одних христианских радиостанций под 3000. Все живут, все окупаются. Но главный источник доходов все же не реклама, а пожертвования. В России -- сложнее. Реальная религиозная аудитория у нас очень мала. С моей точки зрения, это 1-2-3%. -- Кто из религиозных конфессий наиболее активно вкладывает деньги в российский бизнес? -- На этот счет не может быть объективной информации, она по большей части скрыта. Видимую деловую активность проявляют все конфессии, ну а масштаб активности зависит от ее величины. Естественно, что самая масштабная деятельность у Православной Церкви. Протестанты ничего не делают от конфессии, их активность проявляется на уровне частной инициативы, так как у них это поощряется. Как правило, сфера их деятельности -- малый бизнес.
-- Есть ли какие-либо различия в подходе к бизнесу у людей различных вероисповеданий? -- Не думаю, что существуют коренные различия, бизнес есть бизнес. Но в мировом бизнесе, на мой взгляд, развит западно-христианский подход к предпринимательству. Бизнес на Западе строится таким образом, чтобы клиент был вынужден воспользоваться услугами фирмы, то есть человек максимально искренне отдает себя клиенту, получая соответствующую отдачу. Это то, чего не хватает в нашем бизнесе. Люди у нас могут построить красивейший магазин, зайдешь туда, на тебя смотрят ледяным взглядом, тобой там не интересуются. Естественно, ты ничего там не покупаешь. Та же самая ситуация с нашими автомобилями, оказавшись в которых люди говорят нечто подобное: "Тот, кто делал эту машину, меня не любит". Это -- корень наших неудач во всех сферах бизнеса. Поражаешься, насколько русские люди друг друга ненавидят. На этой основе складывается впечатление о нас у людей на Западе. Нас убедили в том, что там действуют волчьи законы, и мы решили установить у себя такие же, не подозревая, как мы заблуждаемся.
-- Существует точка зрения, что отставание России от Запада связано именно с влиянием Православной Церкви на все сферы жизни? -- Я бы не стал все сводить к проблемам влияния Православной Церкви. Но, безусловно, существует негативное влияние церкви на активность жизни, не только деловой. Если человека удастся уговорить, что жизнь -- это ничто, что нужно сосредоточиться на том, что ты -- грешник, что нужно все усилия направить на то, чтобы умолить жестокого Бога, чтобы он тебя не слишком покарал, то такой человек не только бизнесом заниматься не станет, он из своей постели не вылезет. В этом плане негативное влияние оказал весь русский строй религии. А потом он наложился на печальный опыт сталинских десятилетий. В этом плане, конечно, была подсечена деловая активность по всем параметрам. Протестантизм, волна которого пришла из Америки в начале 1990-х, деловую активность не подавлял. Эта волна протестантского влияния столкнулась в России с традиционными представлениями о том, что христианин должен быть пассивен. Противостояние этих двух ветвей продолжается до сих пор, сейчас звучат утверждения, что нельзя заниматься политикой, что бизнес и деньги -- это грех. Категорически не разделяю этой точки зрения.
-- Где-то читал, что компания Procter&Gamble помогает сатанинской церкви. Вы можете это как-то прокомментировать? -- У меня не сложилось однозначного отношения к этой информации. Я не знаю, как к ней относиться и насколько она серьезна. Я в этом сомневаюсь, так как в Америке очень сильно фундаментальное христианство, и если бы это сотрудничество имело место, там бы были проведены колоссальные акции по бойкоту продукции этой компании. Поскольку я не слышал о таких акциях, я думаю, что здесь имеет место либо самореклама, либо происки конкурентов. (А.Кол.)