Российское образование переходит к платному диалогу

Виктор Болотов, первый заместитель министра образования РФ, провел в Великом Новгороде выездную коллегию своего ведомства.

<BR><BR>Виктор Болотов, первый заместитель министра образования РФ, провел в Великом Новгороде выездную коллегию своего ведомства.<BR>Хотя главным вопросом обсуждения было обозначено участие Новгородской области в эксперименте по кратковременному пребыванию детей в дошкольных учреждениях, министр не смог обойти другие проблемы российского образования.<BR>-- Каковы приоритетные задачи образовательной системы?<BR>-- Первой задачей образования в последнее время становится самосохранение. Из него же вытекает другая задача -- проведение всестороннего маркетинга на рынке услуг. От замкнутости всей системы на себя по принципу выяснения отношений "кто кому должен" пора переходить к диалогу: "Я могу это сделать при выполнении вами таких-то условий". Режим двустороннего общения мы и предлагаем сегодня регионам, к примеру при внедрении программы компьютеризации школ.<BR>Если в прошлом году на каждый вложенный в программу федеральный рубль предполагалось получить столько же от регионов, то сегодня Правительство способно финансировать только 40%, остальные средства области должны добывать самостоятельно, если хотят получить умное поколение школьников. В нынешнем году федеральный бюджет выделяет на компьютеризацию школ 1 млрд рублей. При этом большие надежды мы возлагаем на Федерацию Интернет-образования, которая ведет подготовку педагогов. В Новгородской области показатель компьютеризации достаточно высокий. В среднем по России один компьютер приходится на 500 учащихся, в Новгороде -- на 180. Договорившись с бизнесом, новгородские власти смогли привлечь в 2002 году 1 млн 500 тысяч рублей на закупку машин для местных школ. В целом оснащение компьютерами образовательных учреждений Северо-Запада выглядит лучше, чем в Сибири, но хуже, чем в Центральной России.<BR>-- Новгород в числе 17 других регионов страны готовится к проведению единого экзамена, Москва от него отказалась. Насколько показателен будет эксперимент в провинции?<BR>-- Москве и Петербургу мы вообще не предлагали участвовать. В столичных городах невозможно проводить чистый эксперимент. Регионы отбирались по "правилу 90%". Это означает, что 90% абитуриентов идут в местные вузы и при этом 90% должны быть местными жителями. Мы хотим иметь чистую технологию. Если 20 лет назад в Петербурге и Москве до 75% студентов были иногородними, то сегодня приезжих только 25%. Кроме того, большая часть московских или петербургских школ не участвовала в эксперименте по единому экзамену. Справедливости ради надо сказать, что в Москве пять высших учебных заведений принимают результаты тестирования. Регионы же поддержали Министерство образования -- пять из них, которые проводили тестирование в прошлом году, в нынешнем участвуют вновь.<BR>Вузы сегодня не верят школе, произошла девальвация школьной оценки. Вы посмотрите: некоторые регионы показывают до 10% медалистов! С другой стороны, в институтах велик субъективизм, который мы зачастую не можем проконтролировать, в некоторых вузах не принимают без обучения на подготовительных курсах, что делает невозможным поступление в столичные образовательные заведения детей из областей и районов. Единый экзамен -- это шанс для талантливых провинциалов. Наша задача -- сделать максимально безлюдную технологию оценки качества знаний. Другое дело -- вузы, где главным является творческое дарование. Возможно, там при поступлении будут требоваться, по западному образцу, портфолио, содержащие творческие работы абитуриента. Но это тема эксперимента следующего года.