00:0016 января 200200:00
73просмотров
00:0016 января 2002
Количество атомных станций в Северо-Западном регионе может увеличиться. К уже существующим АЭС в Сосновом Бору и на Кольском полуострове в ближайшей перспективе прибавится станция в Северодвинске. От своих собратьев она будет значительно отличаться уже вн
<BR><BR>Количество атомных станций в Северо-Западном регионе может увеличиться. К уже существующим АЭС в Сосновом Бору и на Кольском полуострове в ближайшей перспективе прибавится станция в Северодвинске. От своих собратьев она будет значительно отличаться уже внешне. Северодвинская АЭС будет плавать.<BR>О строительстве плавучих атомных электростанций (ПАЭС) в России говорят давно. Этот проект имел все шансы перейти в разряд вечных. Но в середине декабря министр РФ по атомной энергетике Александр Румянцев, выступая на заседании Центра стратегических разработок "Северо-Запад", сказал о ПАЭС, что "в течение 1,5 лет будут вестись технико-экономические проработки и проработки по привязке к месту".<BR>О состоянии проекта ПАЭС "ДП" рассказали генеральный директор ОАО "ЦКБ "Айсберг" Анатолий Макеев и главный конструктор ЦКБ Дмитрий Клыков.<BR><BR>-- Как давно появился проект плавучих станций?<BR>Анатолий Макеев (А.М.): Еще в 1970-е годы мы делали проект ПАЭС для освоения регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, куда затруднительна доставка топлива и других материалов для нормального обеспечения энергией и теплом. А плавучие энергоблоки как раз позволяют разрешить эти сложные энергетические проблемы. Но для реализации наших проектов в то время не нашлось возможностей.<BR>В начале 1990-х годов по инициативе руководителя концерна "Росэнергоатом" Евгения Игнатенко министром атомной промышленности Михайловым был издан приказ о создании ПАЭС. По этому приказу, первой площадкой для установки ПАЭС был определен город Певек на Чукотке. Вплотную вопросом ПАЭС стало заниматься ОАО "Малая энергетика", которому были поручены функции дирекции проектируемой ПАЭС, а также подготовка концепции развития атомных станций малой мощности.<BR><BR>-- На какой основе осуществляется разработка станции?<BR>Дмитрий Клыков (Д.К.): ПАЭС создаются на базе хорошо зарекомендовавших себя ледокольных энергоустановок, но с еще большей степенью надежности. В этой части к ним предъявляются практически те же требования, что и к стационарным АЭС. В проекте тщательно рассматриваются вопросы сейсмостойкости, ядерной и радиационной безопасности, пожаробезопасности, экологичности.<BR><BR>-- Отчего заводом-строителем не стал Балтийский завод? Он имеет соответствующую базу и опыт строительства атомных ледоколов, энергетическая установка которых аналогична установкам на ПАЭС.<BR>Д.К.: Первоначально именно Балтийский завод назначался строителем головной ПАЭС, но министр Адамов принял иное решение. Северодвинцы сумели доказать целесообразность передачи этого заказа их предприятию. Кто оказался энергичнее -- тот впереди. В настоящее время Минатомом РФ определено место установки головной ПАЭС: это город Северодвинск Архангельской области и завод-строитель -- Северодвинское машиностроительное предприятие. Завод и город хотят иметь автономный источник энергии. Технический проект разработан и проходит необходимую экспертизу, после завершения которой и утверждения техпроекта завод может приступить к постройке ПАЭС. Всеми необходимыми ресурсами, оборудованием и персоналом он обладает. Стоимость головной ПАЭС -- $150 млн.<BR><BR>-- Как выглядят экономические показатели станции в сравнении с обычными?<BR>Д.К.: Поскольку ПАЭС проектируются меньшей мощности, чем стационарные АЭС: 40 -70 МВт против 1000 МВт, то стоимость электроэнергии, отпускаемой с ПАЭС, несколько выше, чем со стационарной АЭС. Но с учетом того, что ПАЭС подает и тепло и не требует, в отличие от тепловых электростанций, подвоза топлива, их рентабельность очевидна, а их маневренность является особым преимуществом.<BR><BR>-- Как планируется эксплуатация ПАЭС: смена топлива, ремонт и т.п.?<BR>Д.К.: ПАЭС разработана с условием обеспечения 12-летнего автономного цикла с общим сроком службы около 40 лет. Через 12 лет ПАЭС требует ремонта и восстановления в условиях специализированного ремонтно-технического предприятия (РТП) примерно в течение года. Таким предприятием может быть РТП "Атомфлот" в Мурманске, которое располагает всем необходимым для выполнения такого рода работ.<BR><BR>-- Как будут передаваться на берег электроэнергия и тепло?<BR>Д.К.: По воздушным коммуникационным устройствам (кабелям, трубопроводам), установленным на специальных эстакадах, узлы которых спроектированы таким образом, что приливно-отливные, погодные, сейсмические условия не будут влиять на качество передачи энергии.<BR><BR>-- Как предусмотрена доставка ПАЭС к месту базирования и каким образом затем можно перемещать станцию?<BR>А.М.: Доставка -- отдельная транспортная операция. Наиболее перспективна доставка Северным морским путем с помощью атомных ледоколов. Осадка ПАЭС --около 5 метров. Значит, для перебазирования нужно просто иметь фарватер соответствующей глубины.<BR><BR>-- Где будет готовиться персонал для обслуживания ПАЭС?<BR>Д.К.: В Стрельне есть тренажер, принадлежащий Мурманскому морскому пароходству, которое инициирует вопрос, чтобы подготовка персонала была доверена ему.<BR><BR>-- Зарубежные специалисты как-то комментируют российский проект?<BR>А.М.: Осторожно. Но их интересует вариант покупки электроэнергии и тепла, вырабатываемых ПАЭС. Имеется ряд предложений от иностранных фирм, которые хотели бы "почувствовать" внедрение этого типа энергетики. Но нам нужно прежде всего создать "пилотную" ПАЭС на той или иной площадке в России, чтобы можно было практически убедиться в ее эффективности и безопасности.<BR><BR>-- Есть ли перспективы международного сотрудничества при строительстве и эксплуатации ПАЭС?<BR>Д.К.: У нас есть опыт совместного с другими странами создания и эксплуатации объектов ядерной энергетики. Например, российско-финские атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач".<BR>И сейчас к проекту проявляют определенный интерес как европейские, так и азиатские страны. Здесь на многое влияет качество и быстрота работы с банковскими гарантиями, что является наиболее уязвимой частью совместных проектов, обусловленной экономической обстановкой в нашей стране.<BR>На сегодняшний день в мире нет аналогов нашим проектам, связанным с ПАЭС. У нас накоплен опыт создания более 140 атомных энергетических установок на кораблях и судах; не было ни одного случая аварий установок. Они рекомендованы МАГАТЭ как образец надежности. Кроме электричества и тепла мы можем готовить пресную воду, что вызвало на выставке в Бахрейне большой интерес.