Упаковочный бизнес в России растет на импортных технологиях

аращивая выпуск упаковочной продукции и осваивая современные технологии, отечественные производители обретают уверенность в будущем. С каждым годом их доля на родном рынке увеличивается.

<BR><BR>аращивая выпуск упаковочной продукции и осваивая современные технологии, отечественные производители обретают уверенность в будущем. С каждым годом их доля на родном рынке увеличивается.<BR>Если в 1995 году на рынке господствовала упаковка, изготовленная за границей, то к концу 2000 года отечественные производители обеспечивали почти 85% российского рынка гофрокартонной тары и более 50% гибкой упаковки.<BR>Главный фактор, способствующий развитию упаковочной отрасли в России, -- расширение ассортимента и объема производимых товаров отечественными предприятиями. В первую очередь это касается продовольственных компаний.<BR><B>Перспективы роста</B><BR>Затраты на упаковку российских производителей, по разным оценкам, за последние 3 года выросли в 1,2-2 раза и колеблются в пределах 5-50% отпускной цены конечной продукции. В целом российские предприниматели тратят на упаковку своего товара $3-4 млрд в год. Эта сумма делится приблизительно пополам между производителями упаковочных материалов и изготовителями конечной продукции.<BR>Упаковочным материалом могут быть бумага, картон, полимеры, стекло, металлы, а также комбинированные материалы. К производителям упаковки относятся компании, наносящие изображение на бумагу, картон, полимерные материалы, а также производители стеклянных, пластиковых бутылок. Сюда же относятся деревообрабатывающие комбинаты, изготавливающие деревянные ящики.<BR>Согласно многолетним статистическим наблюдениям, темпы роста производства упаковки на 2-3% опережают рост ВВП в стране. В 2001 году прирост ВВП прогнозируется на уровне 5%. Поэтому можно сказать, что среднегодовой прирост производства упаковки в текущем году составит в России 7-8%.<BR>Величина и структура производства того или иного вида упаковки определяются не столько спросом, сколько технологическим прогрессом в отечественной упаковочной индустрии. Многие виды упаковки, особенно гибкой, в России раньше не изготавливали.<BR>Это относится не только к материалам, но и к полиграфической промышленности. Если нанести рисунок на бумажную этикетку или картонную коробку можно было без особых проблем еще 5 лет назад, то печать на пластике в те времена вызывала сложности. Этим отчасти объясняется доминирующее положение картонной и бумажной упаковки на российском рынке.<BR><B>Картонный стакан</B><BR>Сегмент картонной тары расширился в основном за счет ее применения в упаковке жидких продуктов. Картон существенно потеснил стеклотару и полимерные пакеты в упаковке молочных продуктов, безалкогольных напитков. В общем объеме предложения на петербургском рынке доля этих продуктов в стеклянных емкостях с начала 1990-х годов снизилась до 10%.<BR>По разным оценкам, отечественные производители картонной упаковки удовлетворяют потребности родного рынка в коробках из картона хром-эрзац на 70% и гофротары -- на 75%.<BR>Годовая потребность Петербурга в гофротаре оценивается в 190-200 млн м2. На рынке этой упаковки представлены как отечественные, так и зарубежные предприятия. В августе 2001 года о планах внедрения на этот рынок заявило ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз". В первой половине 2002 года компания планирует начать производство.<BR><B>Пластик</B><BR><B>против стекла</B><BR>За последние 3 года объем производства стеклянных бутылок в России из года в год увеличивался в среднем на 10%. Наращивать производство стеклозаводы заставлял растущий спрос на бутылки со стороны пивоваров. Потребности последних росли быстрее возможностей первых. Недостаток стеклотары производители напитков сначала покрывали в основном за счет импорта, затем начали разливать продукцию в ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки отечественного производства.<BR>Еще в 2000 году каждый горожанин, попив пива, мог с легкостью сдать опустошенную емкость и вернуть за нее деньги. Сейчас розничные торговцы неохотно принимают стеклотару. Чтобы сдать накопившиеся бутылки, придется поискать точку, где их примут. Цены на прием стеклотары в рознице упали с 2 рублей в 2000 году до 0,5 рубля в 2001 году.<BR>Причиной такого развития послужил ряд событий. Во-первых, производители жидких продуктов вложили деньги в стекольные заводы и теперь предпочитают разливать продукцию в новую тару, а не использовать вторичное стекло. Во-вторых, пищевики освоили разлив продукта в пластиковые бутылки и алюминиевые банки. И всячески стали стимулировать потребителя к покупке продукта именно в этой таре. В первую очередь это касается пивоваров и изготовителей слабоалкогольных напитков.<BR><B>Генеральная линия</B><BR>Основная тенденция в России, как и во всем мире, -- развитие полимерных материалов. Если рынок бумажной и картонной упаковки наиболее насыщен, рынок полимерных материалов наиболее динамичен.<BR>До 1995 года гибкая упаковка (полимерные однослойные и многослойные пленки, алюминиевая фольга) в основном импортировалась в Россию. По данным таможенной статистики, в 1997 году полимерные пленки и алюминиевая фольга достигали 20% от всей импортируемой упаковки (в денежном выражении).<BR>С 1998 года в России началось интенсивное развитие собственного производства гибкой упаковки. И сейчас российские производители почти полностью покрывают потребность в этом виде упаковки. Наиболее известны в Петербурге такие производители, как ООО "ЛОМОПЛАСТ" (Петербург), ООО "Даэна", представительство ОАО "Славич" (Москва).<BR><B>ПЭТ растет на пиве</B><BR>Самый развитый сегмент рынка полимерной упаковки -- производство ПЭТ-тары. Крупные пивоваренные компании одни из первых начали завозить в Россию аппараты для изготовления пластиковых баллонов. Основными поставщиками агрегатов выступали: Sidel (Франция), SIPA (Италия), "Симонази" (ЮАР), SASIB (Италия).<BR>Растущий спрос на ПЭТ-тару спровоцировал увеличение российского предложения заготовок для ее производства -- преформ и оборудования для выдува ПЭТ-бутылок и разлива в них различных жидкостей.<BR>Если после 1998 года импорт оборудования для производства ПЭТ-бутылок пошел вниз, то ввоз аппаратов для производства преформ вырос в 1999 году по сравнению с 1998 годом в 3,5 раза (см. табл.). Настала очередь российских производителей сырья для изготовления преформ (ПЭТ-гранулята) наращивать производство.<BR>По разным оценкам, к 2005 году объем спроса на гранулят в России достигнет 500 тысяч тонн в год. Но в денежном выражении емкость рынка сократится -- такова тенденция. Если по итогам 1998 года средняя цена на ввозимое сырье составила $2027 за тонну, то по итогам 2000 года она упала в 13 раз и достигла отметки в $158 за тонну. Снижению цен будет способствовать рост предложения гранулята внутри страны.<BR><B>Бутылка для самурая</B><BR>Ежегодный прирост потребления пластиковых емкостей в ближайшие 5 лет может составить, по разным оценкам, 15-20%. Этот показатель увеличится прежде всего как за счет роста выпуска минеральной воды, молока и соков, так и за счет сокращения доли стеклянных бутылок.<BR>Может быть, через 5 лет люди с большим трудом вспомнят, что такое ПЭТ-тара. Ей на смену придет бумажная емкость. Первую в мире бумажную бутылку вниманию публики представила японская косметическая компания "Као" в ноябре 2000 года. Тогда в Токио представитель компании пообещал, что это изобретение постепенно вытеснит с рынка пластиковые баллоны, засоряющие окружающую среду.<BR>Фирма разработала особую технологию производства жидкой массы из старой бумаги, которая затем может превращаться в металлических формах в сосуды любой конфигурации. По прочности новые емкости не уступают пластиковым. Но пока их предполагается использовать лишь для сыпучих продуктов. Впрочем, в ближайшие годы фирма обещает изготовить бумажные бутылки повышенной надежности, куда будут разливать шампуни. Новые емкости можно перерабатывать для повторного использования или сжигать без большого ущерба природе.<BR><BR><BR><B>По материалам</B><BR><B>Фонда Информационных технологий подготовил Александр Сологуб</B>