00:0030 октября 200100:00
14просмотров
00:0030 октября 2001
Программа поддержки малого бизнеса на 2002-2004 годы, разработанная администрацией Петербурга, должна быть одобрена на заседании правительства города 8 ноября (см. "ДП" № 190/01, www.dp.ru).
<BR><BR>Один из разработчиков программы, начальник управления координации предпринимательства и инноваций Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Владимир Патрин, ответил на вопросы "ДП".<BR><BR>-- Чем отличается новая программа от предыдущей, на 2000-2001 годы, и что у них общего?<BR>-- В этой программе мы оставили только то, что важно. В прошлой программе был замечательный пункт -- создать АО, единственным акционером которого является администрация города. Но как это сделать по конкурсу, а иначе как по конкурсу мы не можем тратить бюджетные деньги. Но главное отличие новой программы в том, что там нет лирики, мало воды. Там нет слов "углубить, расширить и добиться благосостояния народа". Но в двух программах есть пункт: создание благоприятной общественной среды. С 26 октября на 5-м канале начнется еженедельная программа о малом бизнесе. Продолжим мы поощрять и местные газеты, пишущие о малом бизнесе.<BR><BR>-- Какие позиции прежней программы остались невыполненными?<BR>-- Не выполнено только то, что и не планировалось выполнять. Если говорить о результатах, то предыдущая программа закончится 31 декабря 2001 года, есть формальные основания пока не говорить о невыполнении программы. Но сейчас уже можно сказать, что в той программе есть недоработки. Во-первых, программа получила меньше денег, чем должна была, вместо 80 млн рублей -- только 33 млн. И все проекты, даже выполненные, оказались урезанными. Потом часть проектов предполагали долевое участие города и частных инвесторов. Мы не вложили, и они не вложили -- потери вдвойне.<BR><BR>-- В новой программе говорится о создании реестра малых предприятий.<BR>-- Всю информацию о малом бизнесе мы получаем из Петербургкомстата. Я попытался проверить, на каком основании они дают нам информацию. Основание простое -- те, кто зарегистрирован. Но мы-то с вами знаем, регистрация -- это одно, а реальная фирма -- это другое.<BR><BR>-- Почему вы не привлекаете другие организации, например Леонтьевский центр, у которого есть опыт исследования малого бизнеса?<BR>-- Первая причина -- финансирование, вторая -- они не смогут провести нормальное исследование. У меня есть к ним претензии, они устарели в своих высказываниях. У них подход такой же, как у налоговой: есть крупные предприятия, мы их контролируем, а все остальное -- малые предприятия. Нас это не устраивает, к сожалению, мы орган не контролирующий, у нас нет документов, подтверждающих наличие и качество малых предприятий. Но мне нужна информация о реально действующих предприятиях, и вот для чего. Мы будем проводить специальный закон о размещении 15% городского заказа среди малых предприятий. Это огромные деньги. Но как мы можем это сделать, кто эти малые предприятия, а если это посредники? Кроме того, есть малые предприятия хорошие и плохие. Поэтому мы будем создавать этот реестр. Но мы пока не знаем, как будем это делать. На это выделяются небольшие деньги -- 250 тысяч рублей для той организации, которая возьмется за создание механизма и организацию такой работы. Одним из способов сбора информации для реестра будет привлечение малых предприятий к городскому заказу, для участия в конкурсе необходимо будет предоставить определенный пакет документов. Конечно, это будет неполный перечень малых предприятий, поскольку не все хотят и могут участвовать в городском заказе.<BR>-- Увеличивается ли список методов поддержки малого бизнеса?<BR>-- В прошлой программе мы выделили ряду предприятий субсидии в качестве поддержки их проектов на безвозмездной основе. Проанализировав эту ситуацию, мы пришли к выводу, что это неправильно. В этом году мы провели конкурс на определение организации, которая в этом вопросе получит часть полномочий от комитета. Конкурс выиграл Северо-Западный региональный фонд. Он получает 2 млн рублей на мини-проекты и будет отдавать их на возвратной основе. В бюджет деньги возвращаться не будут, но фонд на выделенные ему деньги создаст некий мини-банк. Если наши деньги не пропадут, то, возможно, в будущем мы увеличим сумму. Кроме того, наш региональный фонд заключил договор с аналогичным федеральным фондом, что дает ему право получать средства, предусмотренные федеральной программой поддержки малого бизнеса.<BR><BR>-- Учитывает ли программа все, что было решено, или планируется оказывать поддержку малому бизнесу на федеральном уровне?<BR>-- Нет. Если вы посмотрите федеральную программу, то увидите огромную папку. Мы решили пойти другим путем. Мы вписали только то, что можем осуществить. Мы сказали, что создадим реестр, значит, мы его создадим.<BR><BR>-- А как же дерегулирование экономики и антибюрократическая программа Грефа?<BR>-- Мы свой вклад в это внесли, предложив упрощенную систему ликвидации предприятий. Люди бросают свои предприятия не только потому, что прокрутили что-то, после чего фирма больше не нужна, но и еще в одном случае, когда не идут дела. Бизнесмен вместо того, чтобы внести в кассу определенную сумму, расписаться и забыть, просто бросает свое предприятие. Налоговая инспекция по-прежнему в течение 2-3 лет шлет приглашения, составляет какие-то графики, ведет учет, для нее это большая обуза, а статуправление дает нам 109 тысяч предприятий. Программа это не предлагает, поскольку вопрос находится в законодательной плоскости, это предложение сейчас на рассмотрении в Госдуме.<BR><BR>-- В программе написано, что вы будете оказывать научно-техническую поддержку малому бизнесу?<BR>-- Мы хотим использовать огромный научный потенциал Петербурга и поддержать научно-техническую инфраструктуру, которая, в свою очередь, может дать толчок появлению новых малых предприятий в научно-технической сфере. У нас больше чем где бы то ни было мыслящих людей, а мы никак не способствуем их успеху. В реальных действиях это следующее: у нас существует инфраструктура поддержки малых предприятий, но среди большого числа всякого рода организаций нет таких, которые работают в научной сфере. Мы попробуем создать такой элемент, который будет оказывать помощь малому бизнесу с научной точки зрения. Для этого мы попробуем подтянуть федеральные и иностранные деньги. Но самое главное: мы каждый год тратим бюджетные деньги на НИОКР, а реализация этих научных разработок у нас просто никакая, мы не продаем эти работы. В этом году мы выпустили распоряжение губернатора, которым создали механизм внедрения НИОКР и систему контроля. Мы должны создать такую структуру, в которой малый бизнес и наука продолжают друг друга.<BR><BR>-- Кто-либо занимается в комитете стратегическим планированием развития малого бизнеса?<BR>-- Этот вопрос для обсуждения. Как к нему подойти, я не знаю. Не знают этого МАП и Минэкономразвития. Я за эволюционное развитие малого бизнеса. Предпринимателю нужна только стабильность. Необязательно даже принимать какие-то программы. Нам нужно просто создавать фон для их работы, чтобы престижно было быть предпринимателем. Сегодня нет решения всех вопросов, но главное -- не шарахаться, а планомерно работать.