00:0017 октября 200100:00
16просмотров
00:0017 октября 2001
Первый абзац подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ устанавливает, что по налоговой ставке 0% облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров. Если бы законодатель ограничился только этой вполне яс
<BR><BR>Первый абзац подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ устанавливает, что по налоговой ставке 0% облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров. Если бы законодатель ограничился только этой вполне ясной формулировкой, у экспортеров работ и услуг не появилось бы проблем.<BR>Однако вторым абзацем здесь же установлено, что "положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги)...". Фраза получилась тяжелой, а юридическая конструкция приведенной нормы -- довольно сложной, так как абзац объединил в себе трудно совмещаемые экспортируемые и импортируемые работы и услуги. Такое совмещение порождает проблемы в силу того, что природа освобождения от НДС экспортеров и импортеров имеет принципиально различный характер. Чтобы детальнее разобраться с вопросом, попробуем обратиться к опыту, накопленному в период действия Закона "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции №39, его разъясняющей (воспользуемся ими, зная, что НК РФ в этой части принципиальных изменений не вносил). В соответствии с пунктом 10 "к" Инструкции ГНС РФ №39 "О порядке исчисления и уплаты НДС", не облагались налогом "обороты по реализации работ и услуг российскими налогоплательщиками, осуществляющими транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, складирование и т.д. импортных грузов в части работ и услуг, включенных в таможенную стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров". Эта норма не ставила целью предоставить льготу импортерам работ (услуг), а была направлена на избежание двойного налогообложения НДС, так как стоимость работ (услуг) по доставке груза до границы РФ облагалась НДС в составе таможенной стоимости товаров при таможенном оформлении.<BR>Пунктом 12 "а" этой же инструкции от НДС освобождались "услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров". Смысл этой льготы также понятен -- государство, заинтересованное в достижении положительного внешнеторгового баланса, стремится создать благоприятные условия для всех участников экспортной цепочки, этот баланс обеспечивающих.<BR>Очевидно, что рассматриваемый абзац 164 статьи НК РФ возник не на пустом месте, а получен простым сложением двух уже известных норм. Для удобства разложим анализируемый текст абзаца на две простые составляющие. При таких условиях второй абзац подпункта 2 пункта 1 статьи 164 должен распространяться на:<BR>работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров;<BR>работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги. Оборот "и т.д." в НК РФ превратился в "и иные подобные работы и услуги". Применение термина "перевозчик", которым НК РФ заменил ранее употреблявшийся термин "налогоплательщик", для предприятий, занимающихся организацией ввоза товаров на таможенную территорию РФ, также вполне объяснимо: статья 18 Таможенного кодекса РФ так и называет лицо, совершающее действие, направленное на ввоз товаров в РФ. Однако исследуемый абзац НК РФ составлен таким образом, что позволяет применить причастный оборот "выполняемые российскими перевозчиками" не только к импортерам, что с учетом вышеизложенного было бы правильно по смыслу, но и к организациям, выполняющим экспортируемые работы (услуги). В такой ситуации данный абзац сохраняет здравый смысл лишь при условии, что под "перевозчиком" законодатель понимал любого исполнителя перечисленных работ (услуг). Такое понимание до мая 2001 года было одинаково очевидно и для налогоплательщиков, и для налоговых органов.<BR>