Рынок арбитражных управляющих ожидает законодательных перемен

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) РФ приступила к отбору арбитражных управляющих, претендующих на получение лицензии третьей, высшей категории. Уже определились первые шесть соискателей.

<BR><BR>Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) РФ приступила к отбору арбитражных управляющих, претендующих на получение лицензии третьей, высшей категории. Уже определились первые шесть соискателей.<BR>Особенность ситуации заключается в том, что с февраля 2002 года, согласно новому Закону о лицензировании, отменяется не только градация по категориям, но и собственно само лицензирование арбитражных управляющих. Однако в ФСФО намерены добиваться изменений в этот закон, так как, по мнению чиновников, такой шаг приведет к полному отсутствию контроля на рынке арбитражных управляющих.<BR><B>ФСФО разочаровано</B><BR>Также в ФСФО собираются обжаловать решение Верховного суда РФ, который в начале сентября дал право арбитражным управляющим первой и второй категорий банкротить социально и экономически значимых предприятия России. До решения Верховного суда такой чести удостаивались лишь сотрудники ФСФО, так как арбитражных управляющих третьей, высшей категории в России просто не было.<BR>Решение Верховного суда, которое дало право практически любому арбитражному управляющему России попытать счастья на каком-нибудь градообразующем предприятии, стало полной неожиданностью для руководства ФСФО. Правда, до этого момента чиновники не раз сетовали, что от выполнения прямых обязанностей их сотрудников отвлекает работа на предприятиях-банкротах. Теперь ФСФО от таких работ освободили, но Федеральная служба вдруг намерилась обжаловать это решение в кассационном порядке.<BR><B>Революции не будет</B><BR>Как показал опрос всех заинтересованных сторон на рынке банкротства, проведенный "ДП", что ждет этот самый рынок -- не знает никто.<BR>"В данной ситуации существует настоящее противоречие между вступающим в силу Законом о лицензировании и Законом "О несостоятельности (банкротстве)".<BR>С февраля 2002 года лицензирование арбитражных управляющих отменяется, а в Законе о банкротстве четко прописана необходимость этой процедуры. Какой будет система контроля за управляющими -- неясно. Что касается решения Верховного суда, то считаю, ничего революционного не произошло.<BR>Просто наивно рассчитывать, что на градообразующее предприятие допустят любого арбитражного управляющего", -- считает вице-президент Санкт-Петербургской общественной организации "Коллегия арбитражных управляющих" Владимир Крепяков.<BR>"В России недостаточно управляющих первой и второй категорий, которые смогли бы эффективно работать на крупных предприятиях. Если бы они знали все тонкости, то не рвались бы туда особо. Я бы хотел посмотреть на арбитражного управляющего, который работал до этого на каком-нибудь небольшом предприятии и вдруг попал на социально и экономически значимое.<BR>К тому же на частное лицо гораздо легче надавить, чем на чиновника. Удивительно, что такое решение принимает Верховный суд РФ, а не Высший арбитражный суд РФ, не исключено, что оно было просто пролоббировано определенной группой лиц", -- заявил "ДП" заместитель руководителя Межрегионального территориального органа ФСФО в Северо-Западном федеральном округе Сергей Салихов.<BR>Александр Митин,<BR>директор Регионального агентства управления долгами:<BR>"Применения Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" выявили его пробелы и недостатки, которые требуют изменений и дополнений. Отмену Верховным судом России деления арбитражных управляющих на три категории, по нашему мнению, нельзя однозначно назвать эффективной мерой по урегулированию правоотношений законодательства о банкротстве.<BR>Сейчас Россия стоит на пороге создания нормальной рыночной экономики, и едва ли не самой популярной темой в печати является тема передела собственности. Банкротство крупнейших социально и экономически значимых предприятий -- дело весьма ответственное и непростое. Контроль и управление государством в лице ФСФО этими процессами может дать определенные гарантии участникам рыночных отношений и гражданам, что к данным предприятиям будут максимально применены все предусмотренные законом меры по их финансовому оздоровлению и выводу из кризиса. Ни для кого не секрет, что законодательство РФ требует совершенства. Нет сомнений, что на рынке банкротства вопрос выдачи лицензии арбитражного управляющего третьей категории является актуальнейшим.<BR>Может быть, попробовать решить эту проблему путем выдачи указанных лицензий самым опытным и квалифицированным арбитражным управляющим, которые своим профессионализмом доказали, что сумеют справиться с такой задачей, как банкротство социально и экономически значимых предприятий? Не является ли это решение Верховного суда поспешным и возвращением к уравнительной системе, при которой один и тот же человек может руководить банкротством и предприятия без имущества, и сложнейшего крупного объекта?"