00:0028 сентября 200100:00
12просмотров
00:0028 сентября 2001
В ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (МП) активизировалась борьба за власть. Главный акционер -- компания Nasdor Incorporated стремится получить контрольный пакет акций порта.
<BR><BR>В ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (МП) активизировалась борьба за власть. Главный акционер -- компания Nasdor Incorporated стремится получить контрольный пакет акций порта.<BR>За последние 1,5 года эта компания скупила у мелких акционеров более 2% акций и сейчас вплотную приблизилась к заветной цели. По информации ФКЦБ, на начало 2000 года на балансе Nasdor Incorporated было 47,09% акций, а на конец I квартала 2001 года -- 49,28%. По данным "ДП", на начало 2001 года эта компания владела 48,934% акций (см. "ДП" №58/01).<BR>Интерес инвесторов к акциям порта понятен: это одна из крупнейших петербургских компаний, притом стабильно растущая. С 1994 по 2000 год объем грузов, обработанных ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и его дочерними компаниями, вырос почти вдвое, до 18,5 млн тонн. В 2001 году грузооборот прогнозируется на уровне 19,5 млн тонн. Совокупный оборот МП и связанных с ним компаний в 2000 году превысил 3,4 млрд рублей.<BR>Генеральный директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игорь Русу утверждает, что Nasdor Incorporated владеет уже 49,41% акций. Он уверен, что мелкие акционеры должны поспешить, чтобы продать свои ценные бумаги, пока цена на них не упала.<BR><BR>-- Nasdor Incorporated стремится увеличить свой пакет акций до контрольного. Означает ли это, что компания пытается противостоять внешней угрозе, тому, что контрольный пакет купит кто-то другой?<BR>-- Это естественное желание -- увеличить свой пакет. Сегодняшнее распределение акций показывает, что у Nasdor Incorporated достаточно весомый пакет голосующих акций, позволяющий компании принимать нужные для нее решения. Никакой внешней угрозы, насколько я знаю, сейчас не существует.<BR><BR>-- Зачем собственнику тратить деньги на скупку акций, если он прочно контролирует компанию?<BR>-- Чтобы увеличить свое влияние.<BR><BR>-- Иными словами, чтобы обезопасить себя от риска потерять это влияние. Не так ли?<BR>-- Этот риск скорее гипотетический. Просто люди, вложившие в порт десятки миллионов долларов, хотят спать спокойно.<BR><BR>-- Почему Вы считаете, что мелким акционерам лучше продать акции сейчас?<BR>-- В результате приватизации акции порта были распределены среди его работников. Однако к настоящему времени большинство из них продали свои акции. Естественно, оставшиеся владельцы мелких пакетов принимают участие в собраниях акционеров, но на решения повлиять не могут. Некоторые работники порта, владеющие пакетами в 10-20 акций, наивно полагают, что, объединившись, они смогут, например, потребовать себе часть имущества ОАО, взять в аренду причал и работать на себя. Но по российскому законодательству это невозможно.<BR>Дивиденды тоже не могут служить основанием для того, чтобы оставаться акционером порта, поскольку они составляют доли процента от той цены, по которой можно продать акции сейчас (дивиденды по акциям ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" за 2000 год составили 25,27 рубля, или менее $1, тогда как цена скупки достигает $300 за акцию. -- А.П.).<BR>На российском рынке ситуация такова, что акции далеко не всех крупных предприятий являются ликвидным финансовым инструментом, потому возможность продажи акций МП ограничена и зависит в основном от заинтересованности держателей крупных пакетов в увеличении своей доли собственности. Поэтому держать пакет акций в целях продажи по более высокой цене -- значит держать свои деньги замороженными, рискуя, что интерес со стороны покупателей пропадет, как только пакеты будут сформированы окончательно.<BR>Крупные пакеты акций уже практически сформированы. Насколько мне известно, вопрос лишь в небольшом пакете, поэтому, я думаю, не все желающие смогут продать свои акции даже по ценам ниже, чем на текущий момент, а надежды на то, что цены вырастут, нет никакой. Тем более что этот интерес может угаснуть и не дожидаясь формирования нужного пакета, так как государство усиливает свое влияние на стратегические объекты. И забастовка лоцманов является тому подтверждением.<BR>Крупные акционеры скупают акции в целях формирования контрольного пакета, и при усилении контроля государства увеличение этого пакета теряет смысл.<BR>В собственности Петербурга также находится пакет акций. Мне известно, что этот пакет собираются продавать. Если сделка состоится, скупка акций у физических лиц прекратится.<BR>-- В КУГИ не подтверждают информацию о подготовке к продаже пакета акций. Насколько достоверны эти сведения?<BR>-- Ходят такие слухи. Официальной информации пока нет.<BR><B>Справка</B><BR>Основная деятельность ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" -- предоставление в аренду стивидорным компаниям складских мощностей и техники. Стивидорные компании оказывают услуги по погрузке-выгрузке и хранению проходящих через порт грузов.<BR>В компаниях группы работают более 5600 человек.<BR>Nasdor Incorporated<BR>Компания зарегистрирована в Лихтенштейне. Официальной информации о ее владельцах ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" не предоставляет. В то же время генеральный директор ОАО Игорь Русу говорит, что уполномочен выступать от имени главного акционера "по некоторым вопросам". По данным "ДП" из неофициальных источников, в числе собственников Nasdor Incorporated присутствуют менеджеры группы компаний, связанных с ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
<BR><B>Историческая справка</B><BR>Информация о том, что Петербург планирует продать свою долю в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", была озвучена еще в 1999 году (см. "ДП" N№55/99). В мае 1999 года директор департамента экономики городского имущества КУГИ Кирилл Андросов говорил по этому поводу: "Если до августа 1998 года наша доля оценивалась приблизительно в $10 млн, то теперь она стоит не более $4 млн. Мы пока ее придержим и подождем, когда акции можно будет продать выгоднее. Надеюсь, это можно будет сделать уже осенью".<BR>