Ожидаемая инвестиционная интервенция Запада в полиграфическую отрасль России: плюсы и минусы

Подъем рынка полиграфических услуг в России стал ощущаться с конца 1998 г. И с тех пор объем рынка ежегодно увеличивается на 6-8%.

<BR><BR>Подъем рынка полиграфических услуг в России стал ощущаться с конца 1998 г. И с тех пор объем рынка ежегодно увеличивается на 6-8%.<BR>Тогда же многие типографии начали перевооружение. Но часто они покупают подержанное оборудование, морально устаревшее и физически изношенное.<BR>Не торопясь, осторожно и с оглядкой входят на российский рынок иностранные полиграфические компании. У них уровень менеджмента, технологии производства гораздо лучше, чем у российских полиграфистов.<BR>И с этим согласны руководители отечественных полиграфических предприятий.<BR>О положительных и отрицательных последствиях этого явления размышляли менеджеры петербургских типографий на круглом столе в редакции газеты "Деловой Петербург".<BR>Алексей Зубарев, генеральный директор ЗАО "АМОS SPb":<BR>"Инвесторы придут, как только увидят, что тиражи достаточно большие, чтобы загрузить всю типографию. Я могу точно сказать, что как минимум одна американская компания строит планы по вхождению на российский рынок. Представители этой фирмы постоянно курсируют по России и отслеживают ситуацию".<BR>Валерий Туманов, генеральный директор ООО "МДМ-Печать":<BR>"Надо отдавать себе отчет, что если западные инвестиции пойдут, то двумя путями. Первый путь -- взяли, построили типографию с нуля, оснастили, владеют и что-то печатают. Это может произойти в свободной нише. Например, у нас не производили табачной коробки, пришли инвесторы и построили типографию. Второй путь -- придут инвесторы и предложат либо партнерские отношения, либо полностью купят предприятие. У нас производятся газеты, журналы, книги, какая-никакая упаковка, этикетка, так что развернуться есть где".<BR>Елена Элконина, генеральный директор ООО "Полиграфия Агат":<BR>"Единственное, в чем я точно уверена, так это в том, что иностранцы сюда что-то строить, какую-то огромную типографию, вряд ли придут. Потому что в Петербурге замечательные типографии. К нам приезжали немецкие инструктора обучать печатников и сказали: "Да вас учить нечему! Вы печатаете на этом оборудовании лучше, чем мы". А вот вкладывать деньги в уже существующие типографии они будут. Сейчас мы как раз берем очередной кредит в Европейском банке, и в ближайшем квартале у нас будет оборудование для изготовления книг в твердом переплете малыми тиражами до 5000 экземпляров. Банк готов и дальше делать крупные инвестиции. Никаких препятствий в сотрудничестве они не видят".<BR>Федор Ли, генеральный директор ГП "Печатный двор":<BR>"Вам удалось уговорить Банк реконструкции и развития и получить соответствующую, так сказать, помощь. Я тоже вел переговоры с Банком реконструкции вместе с финнами, вместе с представителями Германии и т.д. Несколько раз они приходили посмотреть типографию. Конечно, нам не удалось договориться.<BR>Основной причиной, я считаю, стало то, что мы государственное предприятие. Мы крупное предприятие; для того, чтобы что-то было, надо вкладывать большие деньги. А на книгах -- они четко знают -- на книгах не заработаешь денег. И поэтому если западные инвесторы будут вкладывать деньги в книжную типографию, то только для того, чтобы потом закрыть ее. А инвестиции, конечно, требуются. У нас месячный оборот около 11 млн рублей. Мы не можем себе накопить денег для того, чтобы купить нормальную машину. Если бы мы имели хорошую прибыль, может быть, к нам бы пришли. Но, так как с прибылью очень плохо, не ахти как идут".<BR>Александр Стефанов, генеральный директор ГИПК "Лениздат":<BR>"Так сложилось, что большинство книжных предприятий -- это государственные предприятия и для инвесторов, в принципе, не очень интересны.<BR>Потом процесс изготовления книги долгий и не дает такой быстрой отдачи, какую дает производство этикетки, упаковки и тех же газет. Поэтому инвестиций в книжное производство России очень и очень мало.<BR>И в основном книжное предприятие вкладывает в развитие собственные средства. Оно старается купить машину подешевле -- после капитального ремонта, что значительно обедняет книжную полиграфию по сравнению с западными предприятиями, у которых существует принцип менять оборудование каждые 6 лет".<BR>Максим Румянцев, директор типографии ООО "Любавич":<BR>"Мне представляется так: пришли иностранные инвестиции, порядка $1-2 млн, конкурентов стало много. Такая ситуация происходила в Чехии -- это более открытая страна, чем Россия; там кризиса не было, и немецкий капитал пошел мощно. Многие чешские типографии обанкротились. Вот и у нас придут иностранцы, а у них богатый опыт, сильный менеджмент, дешевые кредиты, и, наконец, они обладают финансовой жилкой. Внедряясь на российский рынок, они установят низкие цены и будут их удерживать долго. Рентабельность у всех упадет. И тут, я думаю, 60% типографий обанкротятся. Не знаю, плюс это или минус, в любом случае разоряться не хочется. Поэтому плюс я вижу в том, что это заставит меня более плотно работать".<BR>Алексей Кучинский, генеральный директор ЗАО "Международные полиграфические системы" (IPRIS):<BR>"Банкротство в полиграфии -- это обычный социальный процесс, который был и раньше. Дело в том, что теряют-то деньги собственники, а мощности полиграфические при этом не исчезают. Машины как работали, так и работают, просто переходят в собственность к другому владельцу. Вопрос в другом: а ради кого работает полиграфия? Ради заказчика полиграфической продукции. Инвестиции в любом случае -- это развитие конкуренции. Это повышение качества печати; это удешевление продукции, в конечном счете; это оперативность изготовления продукции. Поэтому любая инвестиционная интервенция исключительно полезна. В конечном счете, для общества в целом -- это плюс".<BR><BR>Валерий Туманов, генеральный директор ООО "МДМ-Печать":<BR>"Разорившегося собственника можно только пожалеть. Если в отрасли есть прибыль, то придут другие, более успешные собственники. Денег на Западе много, а полиграфический рынок в России на подъеме: книжный, газетный, журнальный -- и рекламных денег становится все больше и больше. Поэтому здесь есть где копать. Нравится нам, что придут западные деньги, или не нравится -- это бесполезно обсуждать. Мне не нравится, что дождь идет, но дождю на это дело -- совершенно все равно. Инвестиции нужны, западные ли они, местные ли они, еще какие-то, значения не имеет. Китай пошел по пути привлечения прямых западных инвестиции. И где Китай, а где мы сегодня? В том числе и по полиграфии. Это факт, поэтому бояться инвестиций не надо, лишь бы они были".<BR>Сергей Радванецкий, генеральный директор ЗАО "Полиграфический центр":<BR>"С точки зрения общества и перспективного развития -- банкротство, смена собственника -- это плюс. Но с точки зрения людей, которые на каком-то первичном этапе вложили деньги, которые работают вокруг, я считаю, что это определенный минус".<BR>Валерий Мартыненко, президент Группы "R-Print":<BR>"Как бы там ни было, инвестиции нужны всегда. Другой вопрос -- кто их даст и на каких условиях? Чужими деньгами пользоваться всегда хорошо. Поэтому у меня предложение: создать в рамках Союза полиграфистов инвестиционный конкурс. Я пару раз был на конкурсе инвестиционных проектов в области строительства. Его проводила администрация города. Там уже сложилась определенная структура. Создан банк данных по инвестициям и предложениям от инвесторов. А почему бы нам не организовать аналогичный банк данных с помощью Комитета по печати. Попытаться собрать информацию, кто готов вкладывать деньги, какие суммы и во что".<BR><BR>Алексей Кучинский, генеральный директор ЗАО "Международные полиграфические системы" (IPRIS):<BR>"Когда конкуренция между компаниями усиливается, это ведет к росту конкуренции между менеджерами. Меняются требования к управляющим полиграфических компаний. И уже появляется новая генерация руководителей, прекрасно образованных, с хорошими навыками, которые становятся более эффективными менеджерами, чем прежние.<BR>И это хорошая тенденция, почему могут существовать управляющие, не имеющие соответствующих навыков, образования и не желающие учиться? Только потому, что они исторически занимают свои места; потому, что конкуренция не очень сильна; потому, что еще достаточно высок уровень прибыли и он позволяет компенсировать ошибки управления".<BR>Валерий Будный, руководитель дирекции по организации выставок ЗАО ВО "Рестэк":<BR>"Лучший способ привлечь инвесторов -- доказать делом, что у тебя стоящее предприятие: занимает большую долю рынка, работает с крупными и надежными клиентами. Мне представляется, что в ближайшее время основная задача петербургских типографий -- это выход и укрепление позиций в регионах. В этом отношении логичным стал призыв Союза полиграфистов Санкт-Петербурга о проведении специализированной выставки "Полиграфика", организация которой поручена выставочному объединению "Рестэк". Концептуально выставка нацелена на широкое привлечение потенциальных заказчиков из регионов и их понимание, что здесь можно получить высокое качество, не отличающееся от финского, московского и т.д., при высокой культуре обслуживания и совсем других ценах. А загрузка производственных мощностей и есть реальный шаг к получению кредитов, ведь авансирование заказов новыми клиентами из регионов тоже есть инвестирование развития".<BR><BR>Заседание круглого стола вела Лилия Агаркова.<BR><BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Алексей Зубарев, генеральный директор ЗАО "AMOS SPb"<BR>Алексей Кучинский, генеральный директор ЗАО "Международные полиграфические системы" (IPRIS)<BR>Валерий Мартыненко, президент Группы "R-Print"<BR>Сергей Радванецкий, генеральный директор ЗАО "Полиграфический центр"<BR>Александр Стефанов, генеральный директор ГИПК "Лениздат"<BR>Валерий Туманов, генеральный директор ООО "МДМ-Печать"<BR>Максим Румянцев, директор ООО "Любавич"<BR>Елена Элконина, генеральный директор ООО "Полиграфия Агат"<BR>Федор Ли, генеральный директор ГП "Печатный двор"<BR>Валерий Будный, руководитель дирекции ЗАО ВО "Рестэк"