Новые правила учета для индивидуальных предпринимателей

Принят новый Порядок учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, который вступит в действие с 1 июля 2001 года.

<BR><BR>Принят новый Порядок учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, который вступит в действие с 1 июля 2001 года.<BR>Он утвержден Приказом от 21.03.2001 Министерства финансов РФ №24н и Министерства по налогам и сборам РФ №БГ-3-08/419 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (зарегистрирован Минюстом РФ 04.05.2001). <BR>Новый Порядок принят не случайно. С введением части II НК РФ индивидуальные предприниматели во многом оказались приравнены к юридическим лицам (например, по уплате НДС). В результате возникла необходимость в более детальном контроле их финансово-хозяйственной деятельности со стороны налоговых органов. Сравним основные положения нового Порядка с ныне действующими Положениями по учету доходов и расходов и учету хозяйственных операций юридических лиц.<BR><BR><B>Ограничения по применению</B><BR>Новый Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (УСН), а также на доходы, с которых уплачивается единый налог на вмененный доход (ЕНВД), регламентированный Законом СПб от 27.11.2000 №641-70 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". С учетом этих условий новый Порядок большинством индивидуальных предпринимателей Санкт-Петербурга применяться не будет.<BR>Следует учесть, что данные учета доходов и расходов и учета хозяйственных операций используются для исчисления налогов. Следовательно, при грубом нарушении правил ведения учета на индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 120 части I НК будут налагаться значительные штрафы.<BR>По ст. 11 части I НК индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы.<BR><BR><B>Книга учета доходов и расходов</B><BR>Учет хозяйственных операций, доходов и расходов осуществляется путем ведения записей в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций и данных о полученных доходах и произведенных расходах на основе первичных документов в момент их совершения. Примерная форма Книги учета доходов и расходов приведена в приложении к Приказу от 21.03.2001 о новом Порядке.<BR>Учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности. Если предприниматель оказывает услуги в сфере образования, культуры, здравоохранения и спорта - в Книге учета необходимо дополнительно указывать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес и ИНН физического лица, которому оказывались услуги. Поскольку Книга является основанием для расчета налогов, она должна быть прошнурована, пронумерована, заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью. Индивидуальные предприниматели обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, в том числе Книги учета доходов и расходов.<BR><BR><B>Первичная учетная документация</B><BR>Как и в ныне действующем Порядке учета доходов и расходов юридических лиц, первичные учетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются к учету, только если они составлены по форме, утвержденной Госкомстатом. До настоящего времени применялась форма, приведенная в Положении Госкомстата от 30.10.97 №71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве". Новая форма прилагается к Постановлению Госкомстата РФ от 06.04.01 №26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".<BR>В случае приема к учету расходов, оформленных на бланках не унифицированной формы, при налоговой проверке может встать вопрос об исключении указанных расходов из состава себестоимости, учитываемой для целей налогообложения, и начислении предусмотренных частью I НК штрафных санкций и пени. В новом Порядке отражены обязательные реквизиты первичных документов, которые обеспечивают возможность проверки указанных в Книге учета доходов и расходов данных, в случае если формы данных документов не предусмотрены Положением №71а.<BR>Для оформления любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара (кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру и т.п.).<BR><BR><B>Дата отражения операций в учете</B><BR>Доходы и расходы должны отражаться в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расходов, за исключением ряда случаев, например: <BR>1) начисленная по основным средствам, нематериальным активам и МБП амортизация учитывается в том налоговом периоде, к которому относится;<BR>2) учитываются только после получения доходов от реализации в последующих налоговых периодах расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок, либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в данном налоговом периоде;<BR>3) затраты, произведенные в одном налоговом периоде, но связанные с получением доходов в других последующих налоговых периодах, отражаются как расходы будущих периодов и включаются в состав затрат того периода, в котором будут получены доходы (данная норма согласно Порядку применяется только в случае, если деятельность носит сезонный характер). <BR>Сразу возникает вопрос: что делать индивидуальным предпринимателям, чья работа не является сезонной? Надо ли указанные расходы сразу отражать в Книге учета и включать в расчет себестоимости продукции, или их следует отражать как расходы будущих периодов? Несмотря на то что новый Порядок не дает ответа на этот вопрос, по нашему мнению, указанные расходы в любом случае логично учитывать как расходы будущих периодов и относить на себестоимость в том периоде, к которому они относятся.<BR><BR><B>Виды расходов</B><BR>Расходы по их экономическому содержанию включают:<BR>1) материальные расходы;<BR>2) расходы на оплату труда;<BR>3) амортизация основных средств, нематериальных активов и МБП;<BR>4) прочие расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг).<BR><BR><B>Материальные расходы</B><BR>Расходы на приобретение материальных ресурсов определяются в том же порядке, что и у юридических лиц: исходя из цен при приобретении (без НДС, если он принимается к вычету при определении налоговой базы по НДС), таможенных пошлин, расходов по транспортировке и хранению и прочих затрат, непосредственно связанных с приобретением материальных ресурсов. <BR>Теперь индивидуальным предпринимателям придется вести учет не только сколько и какие конкретно материалы были использованы при изготовлении реализованной в данный налоговый период продукции, но и сколько их осталось в незавершенном производстве, так как (согласно п. 19 нового Порядка) материальные затраты полностью списываются на расходы только в части реализованных товаров (работ, услуг).<BR><BR><B>Амортизация</B><BR>В отношении учета и амортизации основных средств, нематериальных активов и МБП следует обратить внимание, что, в отличие от ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 №26н для юридических лиц, индивидуальным предпринимателям запрещено изменять первоначальную стоимость основных средств путем индексации или прямого пересчета (переоценки) по рыночным ценам.<BR>Для определения срока полезного использования и норм амортизационных отчислений следует руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 №1072. Амортизация для целей налогообложения осуществляется линейным способом. Начисление амортизационных отчислений производится независимо от результатов хозяйственной деятельности в данном налоговом периоде: либо до полного погашения стоимости объекта основных средств, либо до прекращения права собственности на него.<BR>В новом Порядке по сравнению с ПБУ 6/01 перечень объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация, уменьшен. В частности, в нем отсутствуют объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.). По нашему мнению, это дает основания включать в расходы амортизацию по жилищному фонду, в случае если он используется непосредственно для производства товаров, работ или услуг (например, амортизацию собственной квартиры или жилого дома индивидуального предпринимателя).<BR>Следует учесть, что у индивидуальных предпринимателей, за исключением частных нотариусов, появилось право применять механизм ускоренной амортизации основных средств.<BR>В отличие от ПБУ 6/01 (п. 18 раздела III), новым Порядком не предусмотрено отнесение на себестоимость по мере отпуска в производство объектов основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенных книг, брошюр и других изданий. Это связано с тем, что у индивидуальных предпринимателей предмет, имеющий стоимость менее 10 тысяч рублей за единицу, относится к МБП независимо от срока его полезного использования. Стоимость МБП погашается посредством начисления амортизации в размере 50% первоначальной стоимости в начале его использования и в размере 50% первоначальной стоимости при выбытии предмета (из-за невозможности его использования или вследствие непригодности). Если же предмет стоит не более 500 рублей, его стоимость при передаче в эксплуатацию включается в расходы целиком.<BR>По нематериальным активам амортизация для целей налогообложения начисляется линейным способом исходя из предполагаемого срока полезного использования или свойства приносить экономическую выгоду (доход). В случае невозможности определения срока полезного использования расчетным путем он принимается равным 20 годам, но не более срока осуществления деятельности индивидуального предпринимателя. Амортизация начисляется независимо от результатов этой деятельности в отчетном периоде. <BR><BR><B>Оплата труда и прочие расходы</B><BR>В расходы на оплату труда включаются любые начисления (выплаты) работникам в денежной и/или натуральной форме, например:<BR>1) суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;<BR>2) начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;<BR>3) суммы вознаграждений, уплачиваемых по договорам гражданско-правового характера по выполнению работ, оказанию услуг, а также по авторским договорам и др.<BR>К прочим расходам относят не упомянутые в вышеуказанных группах расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, например расходы на сертификацию продукции, оплату процентов по кредитам, налоги, сборы и другие статьи затрат. Хотя в новом Порядке нет ссылок на Постановление Правительства РФ №552 от 05.08.92 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции...", налоговые органы при проверке, скорее всего, будут определять обоснованность отнесения затрат индивидуального предпринимателя в состав расходов именно по этому документу.(Ю.Ц.)