Противники спорят - реформа идет

Реформа образования, которая зреет сейчас в российском Правительстве, сразу же расколола высшую школу на два лагеря. И на фоне взаимных обвинений сторонников и противников перемен в желании развалить и без того дышащую на ладан систему продолжают заседать

<BR><BR>Реформа образования, которая зреет сейчас в российском Правительстве, сразу же расколола высшую школу на два лагеря. И на фоне взаимных обвинений сторонников и противников перемен в желании развалить и без того дышащую на ладан систему продолжают заседать рабочие группы и корректироваться концепции. <BR>О последних изменениях рассказывает первый заместитель министра образования РФ Василий Жураковский.<BR><BR>- Разговоры о реформе высшего образования перейдут в практическую плоскость?<BR>- Это не коренная реформа, а естественный процесс, который переживали все образовательные системы мира. В России меняется социально-экономическое устройство, строится рыночная экономика - изменяются и требования к образованию. Это меры, которые должны обеспечить доступ к качественному образованию всем ребятам, независимо от того, где они живут и какие материальные условия в их семьях. Кроме того, нужно решить вопросы связи науки и производства, развить инновационные процессы в университетах, которые должны стать локомотивами развития экономики в своих регионах. Эти направления развития, пока на 2 предстоящих года, четко сформулированы в планах Правительства.<BR><BR>- Не могли бы Вы сказать, что уже реализуется?<BR>- Эксперимент по увеличению срока среднего образования с 10 до 12 лет с профильными старшими классами. Он рассчитан на 7 лет, будет проводиться среди первоклассников (4-летняя начальная школа) и в 11-12 классах, где дети будут учиться по экспериментальным учебным планам. Вводится государственный заказ на подготовку специалистов. Пока, согласно постановлению Правительства, это коснется только оборонных отраслей промышленности. Началось создание университетских комплексов. Столичные вузы, например СПбГУ, уже давно являются такими комплексами: со своими НИИ, лабораториями и т.д. Но надо стремиться к тому, чтобы мощные центры создавались и в регионах, в том числе и путем интеграции. Не надо забывать и про единый государственный экзамен. Летом 2001 года эксперимент пройдет в нескольких регионах России, среди которых - Якутия, Мордовия и Чувашия. Там самодостаточные системы высшего образования, до 90% выпускников школ поступают в свои региональные вузы. В каждой республике эксперимент будет проходить по своему сценарию, после чего мы проанализируем результаты и сможем оценить каждый вариант.<BR><BR>- Связано ли создание университетских комплексов с новым административным делением страны на федеральные округа, чтобы каждый получил свой центральный вуз?<BR>- Нет. Ведь не каждый субъект Федерации может быть самодостаточным в области образования. Петербург и Москва у нас одни. Поэтому в рамках более крупного региона должна осуществляться кооперация в области научных исследований, подготовки кадров. Комплекс может быть создан как отраслевая ассоциация для подготовки кадров разного уровня и научных исследований для металлургии или сельского хозяйства. Этот комплекс, кстати, вполне может существовать в рамках федерального округа.<BR><BR>- Противники реформы высшей школы считают, что ее реализация приведет к переориентации вузов на зарабатывание денег вместо обучения.<BR>- Это связано с изменением статуса образовательного учреждения на статус образовательной организации. Организация - понятие более широкое, так как учреждение, по современным Гражданскому и Налоговому кодексам, имеет очень ограниченные возможности для маневра в финансово-хозяйственной сфере. Учреждение может действовать только по предписанным бюджетным законам и в рамках федерального казначейства. Один из выходов - изменить статус, дать больше возможностей. Конечно, опасности есть. Но они не обязательно связаны с приватизацией - от этого защитить очень легко. Достаточно в момент принятия закона внести соответствующий мораторий. Там другие вопросы. Например, организация отвечает своим имуществом по обязательствам, может быть подвергнута процедуре банкротства. Окончательное решение пока не принято. Есть рабочая группа, в заседаниях которой принимают участие представители не только нашего министерства, но и Минэкономразвития. <BR><BR>- Вызывает недовольство и уравнивание в правах негосударственных и государственных вузов. Что же является приоритетом для государства?<BR>- Строго ситуация изменится только в одной части: конкурсное распределение государственного заказа на подготовку специалистов. К этому предполагается допустить и негосударственные вузы. Решение пока не принято, находится в стадии обсуждения. Но я лично считаю, что трагедии нет. Проблема в том, что бюджет страны мал. И если развитие страны будет идти намеченными темпами, когда будет решена проблема финансирования государственных вузов, то сильные негосударственные учреждения вполне могут получить такое поручение от государства. Ведь финансироваться будут профессиональные образовательные программы, то есть граждане, которые по ним учатся.