00:0004 мая 200100:00
80просмотров
00:0004 мая 2001
Необходимость разработки Земельного кодекса Российской Федерации обусловлена тем, что существующее земельное законодательство не способно соразмерно урегулировать современные земельные отношения, поскольку не учитывает произошедшие за последние 10 лет изм
<BR><BR>Необходимость разработки Земельного кодекса Российской Федерации обусловлена тем, что существующее земельное законодательство не способно соразмерно урегулировать современные земельные отношения, поскольку не учитывает произошедшие за последние 10 лет изменения экономического, политического и правового характера.<BR> Целью работы над новым проектом Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Проект) является создание законодательного акта, который будет служить, наряду с экономическими и политическими мерами, правовым инструментом решения проблем в сфере земельных правоотношений.<BR><BR><B>Предмет</B><BR>Предметом Проекта являются земельные отношения, то есть, согласно статье 9 Конституции РФ, отношения по поводу использования земли как основы жизни и деятельности народов РФ. При этом необходимо комплексно подходить к правовому регулированию земельных отношений, включая учет особенностей земли как природного ресурса, как средства производства и как пространственно-операционного базиса применительно к правовому режиму различных категорий земель.<BR>Основными началами земельного законодательства провозглашаются следующие принципы:<BR>- приоритет охраны окружающей природной среды, земли (почв) как ее компонента перед ее использованием в качестве недвижимого имущества;<BR>- предотвращение причинения вреда земле, в соответствии с которым субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществление которой окажет или может оказать неблагоприятное воздействие на состояние земель, обязаны заранее предпринять соответствующие меры; <BR>- участие граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их земельные права;<BR>- приоритет охраны жизни и здоровья человека; <BR>- доступность информации о состоянии земель; <BR>- недопустимость произвольного вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по использованию земли;<BR>- приоритет ценных и особо охраняемых земель;<BR>- платность использования земли, т.е. любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, прямо указанных в федеральном законе; <BR>- ответственность, т.е. органы государственной власти и органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности несут за социальные, экологические, экономические и другие неблагоприятные последствия принимаемых ими решений по использованию и охране земель. <BR>Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть переданы в частную собственность граждан и юридических лиц, если в федеральном законе нет запрета на их приватизацию. В установленных законом случаях граждане и юридические лица имеют право бесплатно или по установленной цене приобрести в собственность земельный участок, а также долю в праве собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. <BR>Проект закрепляет принцип единства судьбы земельного участка и связанных с ним иных объектов недвижимости, согласно которому собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, имеет преимущественное право покупки этого земельного участка, а правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом должно осуществляться таким образом, чтобы при совершении сделок с недвижимым имуществом собственник земельного участка и собственник иных расположенных на нем объектов недвижимости совпадал в одном лице. Данные положения Проекта направлены на сближение правового режима земли и иных объектов недвижимости с целью унификации правового регулирования единого объекта недвижимости, в частности при последующей приватизации земли вслед за приватизацией объектов недвижимости в промышленности.<BR><BR><B>Объект</B><BR>Объектами отношений, к которым применяется земельное законодательство, являются земельные участки, их части и права на земельные участки и части земельных участков. Земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если это не отнесено федеральными законами к иным природным ресурсам. <BR>Место будущего акта среди других актов действующего законодательства предопределяется пониманием его предмета. Проект представляется как акт земельного законодательства, построенный на разграничении публично-правового и частно-правового регулирования по следующим основным правилам:<BR>- к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей природной среды, охране особо охраняемых природных территорий, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия применяется специальное законодательство, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. К совершению сделок с земельными участками применяется гражданское законодательство с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства; <BR>- к земельным имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;<BR>В части разграничения полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления Проект сформулирован в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".<BR>Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства с соблюдением условий, установленных Проектом и с учетом земельного, лесного, природоохранительного и иного специального законодательства, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 (в ред. от 24 декабря 1993 г.). <BR>Земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в собственность, могут продаваться и приобретаться без изменения целевого назначения и разрешенного использования совместно с созданной на них другой недвижимостью в соответствии с положениями гражданского законодательства. В Проекте определены виды земель, исключенные из оборота или ограниченные в обороте. В отношении иных видов земель, не появившихся в указанном перечне, никаких ограничений в обороте установлено быть не может, оборот осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.<BR>Объектом купли-продажи могут быть только сформированные земельные участки, в отношении которых имеются надлежаще оформленные правоустанавливающие документы и документы о территориальных границах, а также о сервитутах, обременениях и ограничениях в использовании участка в случае их наличия.<BR>При необходимости изменения целевого назначения земельного участка его собственник обращается с заявлением в порядке, предусмотренном Проектом. <BR><BR><B>Структура</B><BR>За основу структуры Проекта взят проект структуры Земельного кодекса Российской Федерации, подготовленный в декабре 1994 года, как проект, включающий систематизированные правовые нормы и наиболее соответствующий форме кодекса. Из текста указанного проекта были исключены статьи, содержащие необоснованные ограничения права собственности на землю, а также статьи, вошедшие в противоречие с правовыми нормами либо дублирующие их, содержащиеся в принятых федеральных законах.<BR>Структура проекта состоит из двух частей, общей и особенной, каждая из которых делится на главы, а главы на статьи. В общую часть включены главы, посвященные: общим положениям (земельное законодательство, предмет, субъект, объекты земельных отношений и т.д.); праву собственности и иным правам на землю; их возникновению и прекращению; плате за землю; охране земель; защите земельных прав; юридической ответственности за земельные правонарушения и др. Особенная часть объединяет нормы, регулирующие использование и особенности охраны отдельных категорий земель, а также заключительные и переходные положения.<BR>Основные положения проекта сформулированы в виде норм преимущественно прямого действия, а в необходимых случаях - в виде норм-принципов, норм-приоритетов и норм-дефиниций.<BR> <BR><BR><B>Сельхозугодья исключены</B><BR>Проектом не регулируются отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, которые предполагается регулировать специальными федеральными законами. В то же время положения Проекта распространяются на отношения, связанные с реализацией прав граждан, которым земельные участки были предоставлены из земель сельскохозяйственного назначения для целей индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и животноводства, а также на участки, занятые капитальными зданиями, строениями, сооружениями. <BR>Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальными комплексными схемами планирования развития соответствующего субъекта Российской Федерации. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством. <BR>Сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается государственный фонд перераспределения земель. <BR><BR><B>Государственная собственность</B><BR>Отношения по разграничению государственной и муниципальной собственности урегулированы в Проекте лишь в той мере, в какой необходимо установить критерий разграничения федеральной, государственной и муниципальной собственности на землю, а также определить примерный круг объектов этой собственности. Принципы и порядок отнесения земель государственной собственности к собственности РФ и собственности субъектов РФ устанавливаются федеральным законом о разграничении государственной собственности на землю.<BR>Государственной собственностью являются земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Управление и распоряжение землями государственной собственности до их отнесения к собственности РФ и собственности субъектов РФ осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законом соответствующего субъекта РФ о разграничении предметов ведения муниципальных образований не предусмотрено иное. <BR>К землям федеральной собственности могут быть отнесены земли общероссийского значения, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, и земельные участки, необходимые для обеспечения обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, оборонного производства, производства ядовитых и наркотических средств, объектов, отнесенных к федеральной собственности, сведения о которых являются государственной тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральных энергетических систем, объектов ядерной энергетики, предприятий, производящих расщепляющие материалы, использования участков недр федерального значения и другие.<BR>Проект также определяет, какие земельные участки могут быть отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.<BR><BR><B>Бессрочное пользование</B><BR>Граждане и юридические лица, не являющиеся собственниками земли, могут обладать в силу закона, договора или решения суда правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения земельным участком, аренды земли, субаренды земельного участка и правом пользования землей на основании сервитута. Аренда земельных участков может быть долгосрочной (до 50 лет) и краткосрочной (до 5 лет). <BR>После истечения срока договора арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на новое заключение договора аренды земельного участка. Размер арендной платы определяется договором аренды. В случаях заключения договора краткосрочной аренды земельного участка устанавливается фиксированная арендная плата, размер которой не должен превышать ставок земельного налога. Право аренды земельного участка может быть отчуждено арендатором, а также сдано в залог в пределах срока аренды без предварительного согласия собственника, если договором аренды не предусмотрено иное. Таким образом, в Проекте отсутствуют ограничения в обороте аренды и субаренды земли, обеспечивается долгосрочность и стабильность аренды земли для создания благоприятного инвестиционного климата путем закрепления в проекте свободы переуступки и залога права аренды земли и дополнительных гарантий прав арендатора, в том числе установлением фиксированной процедуры изменения арендной платы. <BR>Проектом предусматривается введение публичных и частных сервитутов, к которым относятся права ограниченного пользования чужим земельным участком. Публичный сервитут устанавливается путем принятия нормативного акта в публичных интересах и действует в отношении неопределенного числа собственников земельных участков. Собственник земельного участка обязан обеспечить безвозмездный и беспрепятственный доступ для обслуживания и ремонта существующих объектов инженерной инфраструктуры, о которых собственник земельного участка не знал и сведения о которых не были зарегистрированы в установленном порядке, если такой доступ не влечет разрушение или повреждение отдельных объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.<BR><BR>