Бюджет города кормит экологию

Деньги, выделяемые на улучшение экологической ситуации в Петербурге, подсчитать практически невозможно. Только в бюджете города в 2001 году на это запланировано почти 100 млн рублей.

<BR><BR>Деньги, выделяемые на улучшение экологической ситуации в Петербурге, подсчитать практически невозможно. Только в бюджете города в 2001 году на это запланировано почти 100 млн рублей.<BR> Плюс средства зарубежных фондов, банков и правительств, не все из которых с удовольствием рассказывают о своей благотворительности. По приблизительным подсчетам, это еще не менее $15 млн. Как же расходуются эти деньги? Монополистами на рынке выступают две госструктуры - Управление по охране окружающей среды городской администрации и Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов РФ (бывшая Ленкомэкология), которые и определяют, какие программы, кем и по какой цене будут реализованы за счет бюджетных (и не только) средств. <BR><BR>Николай Сорокин, заместитель начальника Управления по охране окружающей среды администрации Петербурга, кандидат физико-математических наук:<BR>"Проследить распределение иностранных инвестиций в петербургскую экологию практически невозможно. И связано это в первую очередь с тем, что средства выделяют различные зарубежные фонды, которые предпочитают работать конфиденциально. Например, мы работаем в рамках программы Европейского союза (ЕС) Life, которая связана с переработкой бытовых отходов. Средства выделяются пропорционально освоению. Если успешно, в рамках программы - они увеличивают финансирование, если нет - снижают. Эффективность определяется за счет проверок комиссий ЕС, которые периодически смотрят все документы, составляют немыслимые справки для Брюсселя. И наше управление получило специальный приз ЕС за реализацию экологических проектов и дополнительное финансирование.<BR>В структуре петербургских расходов на охрану окружающей среды внебюджетные средства составляют менее 1%. Все остальное, а это почти 74 млн рублей, прописано отдельной строкой в Законе Петербурга "О бюджете на 2001 год" в приложении №8. Средства аккумулируются в Экологическом фонде, который формируется в основном за счет средств федерального налога на экологию, 81% которого остается в бюджете субъекта Федерации. При расходовании этих средств наше управление выступает в роли заказчика, определяя приоритетные направления финансирования. В текущем году это строительство первой очереди завода по переработке отходов на полигоне в Красном Бору, ввод в эксплуатацию автоматической системы контроля за чистотой окружающего воздуха и т.д.". <BR><BR>Юрий Федотов, советник руководителя Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов РФ:<BR>"Сложно оценить соотношение иностранных и отечественных денег в экологических проектах Северо-Запада, так как роль западных денег может быть намного выше, чем официально декларируется. Ведь отдельные организации сами могут привлекать гранты, многие предприятия с иностранными инвестициями привлекают внутренние инвестиции на природоохранные мероприятия. Что касается бюджетных денег, то администрация Петербурга в обязательном порядке должна согласовывать все расходы и программы с нашим департаментом. В последнее время, правда, она делает это неохотно, но мы видим причину, во-первых, в нашей реорганизации, во-вторых, в неспособности бывшего руководителя управления Анатолия Баева организовать грамотные взаимоотношения с нашей структурой. Но что касается бюджета на 2001 год, то можно сказать, что формально он с нами согласован. Естественно, что речь сейчас идет о средствах Экологического фонда. Далее мы не следим: следить за целевым использованием средств - в компетенции контролирующих органов. <BR>Что касается западных инвестиций, то предложения о том, куда и сколько вкладывать, принимаются не в России". <BR><BR>Сергей Анденко, председатель постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Петербурга:<BR>"Ко мне еженедельно обращаются по четыре-пять общественных организаций, желающих заняться экологическими проблемами региона. Не считая писем. И все готовы помочь экологии города. Но только за счет бюджетных средств. Приносят проекты, которые не могут быть реализованы за счет иных источников дохода. Хотя общественная организация должна существовать не на деньги налогоплательщиков. И вообще, я считаю, что общественная организация не может заниматься экологией профессионально. Что могут сделать руководитель и 10 волонтеров? Они не могут нам помочь мусор с набережных убрать. <BR>Проблемами экологии занимается, по сути, только соответствующее управление правительства города. В связи с реорганизацией Ленкомэкологии в Департамент Министерства природных ресурсов пока непонятны функции этой структуры. Что касается условий расходования средств этими организациями, то есть определенные вопросы к распределению приоритетных направлений финансирования. <BR>Вся экология Петербурга существует за счет средств Экологического фонда. Туда идет не только "экологический" налог, но и штрафы и сборы за нарушения природоохранного законодательства. Уже давно шел разговор о переводе сбора этого налога в фискальные органы, так как многие предприятия не платят за пользование природными ресурсами".<BR><BR>Николай Иванов, профессор, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Балтийского государственного технического университета:<BR>"Система распределения денег, которые поступают на реализацию различных экологических программ, прописана достаточно четко. До потребителей они могут попасть только через два источника: Управление по охране окружающей среды администрации Петербурга и Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов России. И уже непосредственно эти структуры решают, на что и каким образом будут тратиться деньги. Жалко, что мало средств идет на науку и информационное обеспечение, но это их выбор. <BR>Что касается западных инвестиций, то они поступают в Россию напрямую. Например, финансирование проекта Балтийской системы распространения экологической информации BEIDS осуществляется министерством окружающей среды города Гамбурге и Европейским союзом, а координирует работу Военмех. Первый этап проекта стоил 1 млн евро, второй - 1,2 млн евро. Это в расчете на 10 стран-участниц. Петербургский этап исчисляется десятками тысяч евро".