00:0010 апреля 200100:00
15просмотров
00:0010 апреля 2001
Петербургская репетиция: начало
<BR><BR><B>Петербургская репетиция: начало</B><BR>Правительство РФ одобрило в первой редакции федеральную программу "Жилище". <BR>До 25 апреля она должна быть доработана и дополнена. <BR>О стоимости программы можно судить по петербургской емкости рынка. <BR>Так, общая площадь жилья в Петербурге - 93 млн м2, жилая - 58 млн м2. В случае оплаты полной стоимости средний тариф составит 3,8 рубля за 1 м2. Таким образом, суммарные платежи по Петербургу составят 287 млн рублей в месяц. (С учетом того, что тариф рассчитывался в 1997 году, реальная себестоимость обслуживания значительно выше.)<BR><BR><B>Отмашка</B><BR>Главная подпрограмма "Жилища" - "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства". Председателю Госстроя РФ Анвару Шамузафарову удалось убедить Президента и Правительство в необходимости срочного принятия мер по спасению жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). "Процесс пошел" после того, как Владимир Путин заявил в феврале, что реформа коммунального хозяйства - одна из главных задач власти. Все заинтересованные министерства уже согласовали свои позиции, власти приступают к подготовке населения. <BR><BR><B>Финансы гудят </B><BR>Проблему финансирования ЖКХ будут решать несколькими способами. Главный - увеличение тарифов. <BR>Сегодня по федеральному стандарту, установленному Правительством 15 декабря 2000 года, население должно оплачивать в 2001 году 80% от стоимости услуг. Фактические нормативы, установленные регионами, - 63%, а с учетом льгот - 39%. Льготы устанавливают и местные власти, они самостоятельно определяют, сколько население субъекта будет платить коммунальщикам, а сколько придется отнимать у местного бюджета. Анвар Шамузафаров настаивает на том, чтобы все субъекты Федерации приняли норматив в 80%. Министр труда и социального развития Александр Починок внес в Государственную думу проект закона, отменяющий все льготы. <BR>Сегодня компенсации получают только 7% населения, в ближайшее время льготников станет около 25%. Резко повышать коммунальные платежи, не предложив компенсацию населению и грамотно не организовав их выдачу, нельзя. Например, в Петербурге в 1997 году стоимость коммунальных услуг была резко увеличена, к тому же власти совершили ошибку, дав очень короткий срок на оформление субсидий. В результате 200 тысяч старушек, не успев оформить бумаги, вышли на Дворцовую площадь. Эту ситуацию тогда разрешил Герман Греф. <BR>Любой гражданин России сможет оформить субсидию, если коммунальные платежи превысят 22% от совокупного дохода его семьи. К 2003 году этот порог должен быть повышен до 25%. А пока компенсировать ЖКХ недоплаченные населением услуги станет Госстрой. В 2000 году эта сумма составила 3 млрд рублей, в 2001-м - 9 млрд, хотя требуется 25 млрд рублей, к 2003 году нагрузка по компенсации субсидий увеличится до 30 млрд рублей. Все эти деньги Анвар Шамузафаров намерен брать из бюджета.<BR><BR><B>Модернизация</B><BR>Повышение тарифов позволит получать дополнительные доходы, которые пойдут на модернизацию ЖКХ. На данные цели направят не только эти средства. Через 2 недели Минфин предложит повысить на 1% НДС, <BR><BR>Владимир Кузмичев, <BR>директор департамента эксплуатации зданий и сооружений ОАО "РОССТРО":<BR>"Я считаю, что жильцы обязательно должны платить 100%. Квартира стоимостью "мерседеса" не может обслуживаться по цене "Запорожца". Почему государство должно за них платить? Пусть живут наравне с собственниками кондоминиумов. Если государство и дальше будет держать жилье на своем балансе, оно просто съест себя. Не хватит никакого бюджета.<BR>Конечно, не надо забывать о малообеспеченных категориях населения. Для них должно сохраняться муниципальное жилье.<BR>Мы работаем за деньги, но не можем при расчете себестоимости работ заложить норму прибыли в 12%, озвученную в Комитете по содержанию жилого фонда администрации Петербурга для нашего вида деятельности. <BR>Приходится работать не более чем за 5%, но и при этом у нас нет убытков. Причем платят не только жильцы - есть и бюджетные дотации (например для ТСЖ - 35 коп. за 1 м2), которые компенсируют нам затраты до себестоимости.<BR>Муниципалы получают больше, так как имеют губернаторскую добавку к зарплате, которая не идет на себестоимость; мы же все расходы несем на себе. Но тем не менее сравнивать нас и Комитет по содержанию жилищного фонда некорректно: объемы разные. И при этих объемах у них кое-что получается, при том что с начала 90-х, примерно года 3, служба вообще не финансировалась. За это им надо поставить памятник".<BR><BR>Анатолий Рузинов, начальник управления ТСЖ ЗАО "ЛенСпецСМУ":<BR>"В 1997 году введены расценки по оплате за содержание жилого фонда в Петербурге. По этим расценкам полный комплекс обслуживания стоит в среднем 3,80 рубля за 1 м2. В квитанциях на оплату, которые получают жильцы, у населения стоит процент от этой суммы. Недостающее государство должно муниципальным службам доплачивать. Но эти средства они получают не в полном объеме.<BR>Существует определенный перечень работ, который позволяет содержать жилой фонд в хорошем состоянии. Там прописано, сколько раз надо подметать двор, мыть лестницу, проверять подвалы, коммуникации и т.д. - перечень большой. Жильцы этого перечня не видят, поэтому контролировать исполнение не могут. Следовательно, муниципальные службы исполняют свои обязанности в соответствии с финансированием.<BR>Мы работаем за те деньги, которые собираем с населения. На полный перечень работ собранного не хватает, но структура управления у нас более мобильна. У муниципальных служб существует мощная надстройка в виде управленческого аппарата, которая пропускает сквозь себя деньги, и до тех же дворников доходит мало. Мы имеем возможность платить несколько больше, чем в среднем по городу.<BR>ООО ТСЖ "Ремэкс", обслуживающему дома, построенные "ЛенСпецСМУ", было бы интересно участвовать в городских конкурсах, так как чем больше площадь обслуживания, тем ниже себестоимость на 1 м2. Нам интересны районы, в которых расположены те дома, где работает ООО ТСЖ "Ремэкс".<BR>Эксплуатационное обслуживание - это не самый доходный бизнес. И 100%-ная оплата - тоже не панацея, так как люди часто не платят.<BR>Считается, что квартиру стоимостью $20-40 тыс. покупают богатые люди, которые с готовностью будут оплачивать коммунальные услуги. Но действительно состоятельных людей среди наших клиентов не более 20-30%. И даже среди них находятся те, кто приносит справки о зарплате в 300 руб. и спрашивает, где можно получить льготу".<BR><BR>Святослав Кокарев,<BR>председатель Северо-Западного союза развития жилищно-коммунальной отрасли:<BR>"Все проблемы любой российской реформы идут от того, что население недостаточно информировано о действиях власти. Люди знают о повышении тарифов, о том, что скоро они будут платить 100% стоимости коммунальных услуг, а о том, для чего это делается, о возможных мерах по компенсированию затрат упоминается вскользь. А это - основа реформы. И если бы администрация Петербурга не жалела этих копеек на информационную поддержку, было бы проще и населению, и работникам коммунальных служб.<BR>Второй фактор, вызывающий пробуксовку, связан с разрушением привычного с доперестроечных времен института контроля в виде домкомов. Пенсионеры на общественных началах следили за состоянием подъездов, дворов, подвалов, чердаков, открытых коммуникаций.<BR>Обязательно нужно привлекать коммерческие организации для обслуживания жилого фонда, но только после того как коммунальное хозяйство получит отдельную строку в бюджете, когда будет видно, за какие деньги должны выходить на конкурс организации, готовые заниматься обслуживанием.<BR> Пока же есть четкая уверенность, что ЖКХ - непрестижно и убыточно. И даже 100%-ная оплата ничего не даст, так как деньги уйдут в песок, растворятся в бюджете. Где гарантия того, что собранное с населения вернется на ремонт коммуникаций, парадных, дворов? Следовательно, надо стремиться к финансовой прозрачности с регулярными отчетами".<BR>а полученные 40 млрд рублей должны пойти частично на субсидии бедным и на модернизацию. На ЖКХ планируется направить и все деньги Фонда регионального развития. В 2000 году фонд обладал суммой в 4 млрд рублей. <BR>Часть расходов покроют иностранные инвестиции, и тоже по следам петербургского опыта. На днях Госстрой оформил кредит Всемирного банка по восстановлению теплоснабжения в размере $85 млн и кредит по канализации в $122,5 млн. <BR>Средства из первого кредита получили восемь городов, по второму - 14, и только те, кто доказал, что сможет вернуть кредит и проценты по нему. Конкурс показал, что получить кредиты способны около 200 городов России. <BR>В шести городах Госстрой договорился с "Водоканалами" о том, что они отдадут свои трубы в концессию трем французским компаниям, которые, изучив программу реформы ЖКХ, решили прийти на российский рынок.<BR>Минфин предлагает использовать этот фонд только на ЖКХ. Правда, Минфин и Минэкономразвития против того, чтобы деньги распределялись в равной степени по всем регионам, поэтому Госстрой будет давать их исключительно тем, кто пытается оздоровить финансовую ситуацию в целом и в сфере коммунального хозяйства - в частности.<BR><BR><B>Повышать конкурентоспособность</B><BR>Увеличение доли населения при оплате коммунальных услуг, по мнению руководства частных эксплуатирующих организаций, сможет повысить их конкурентоспособность на рынке. Пока немногочисленные частные компании обслуживают жилой фонд с минимальной, как заявляют их сотрудники, прибылью.