Брокеры воюют в Интернете

На рынке брокерских услуг через Интернет очередная радостная для инвесторов пора. В погоне за клиентами компании демпингуют.

<BR><BR>На рынке брокерских услуг через Интернет очередная радостная для инвесторов пора. В погоне за клиентами компании демпингуют. <BR>На московском рынке появилось предложение об оказании брокерских услуг на рынке акций ММВБ при ставке комиссии в 0,015%. (Правда, у банка, предлагающего эту услугу, даже нет собственного вэб-сайта.) <BR>Петербургские компании также регулярно снижают ставки комиссии и абонентской платы за пользование системами Интернет-трейдинга. <BR><BR><B>Рай для инвесторов</B><BR>Установившиеся низкие комиссионные ранее и не снились инвесторам, работавшим с брокером традиционным образом. Так, нормальная ставка комиссии при проведении сделки в РТС составляла $20-50 за сделку. Дальнейшее снижение комиссионных может привести к тому, что брокерам станет невыгодно предоставлять клиентам вести самостоятельную торговлю через Интернет. Поэтому они ищут новые аргументы для привлечения клиентов. <BR>Компании привлекают клиентов следующими конкурентными преимуществами: доступ к торгам всеми финансовыми инструментами (наиболее распространена услуга по организации доступа к торгам акциями на ММВБ), развитое информационно-аналитическое обслуживание, предоставление оптимального варианта маржинальной торговли (без полного депонирования денежных средств или активов). <BR><BR>Кто первый?<BR>Первенство в предоставлении услуг Интернет-трейдинга оспаривают несколько компаний. ГУТА-БАНК заявляет о внедрении системы Remote Trader с 1997 года. После кризиса в конце 1999 года трейдинговые системы в Петербурге стала устанавливать БК "Открытие" (Москва). <BR>Петербургское ЗАО "Инвестиционная компания "Ленмонтажстрой" услугу Интернет-трейдинга начала предоставлять с сентября 1999 года. При этом сама компания работала (и до сих пор работает) через московского брокера без прямого членства на биржах. <BR>В начале июня установки систем Интернет-трейдинга Quik прошли сразу в трех петербургских компаниях: ЗАО "ИФК "Четвертое измерение", ООО "ИК "БАЛТОНЭКСИМ Финанс" и ООО "Балтийская финансовая компания" (БФК). <BR>БФК первой предоставила клиентам доступ не только на рынок акций ММВБ, но и на рынок государственных облигаций. <BR>Чуть позже почти все активно действующие инвестиционные компании начали свои проекты Интернет-трейдинга. Это "Нева-Инвест", "Картель", "Балтийское финансовое агентство", "Элтра", "Вэб-Инвест.ру", "АВК - Ценные бумаги", "ПаБЛ, "Ленстройматериалы", "Пролог", "Энергокапитал". <BR>Некоторые покупали готовые системы торговли, другие - разрабатывали свои программы, третьи - предоставляли клиентам услугу так называемого автоматического сбора заявок через Интернет. <BR><BR><B>Человеческий фактор</B><BR>Количество квалифицированных (грамотных и имеющих деньги) инвесторов в Петербурге очень ограничено. <BR>По оценкам брокеров, в Петербурге есть до 1000 инвесторов, готовых самостоятельно торговать через Интернет. В потенциале - несколько тысяч. <BR>"Вопрос по поводу количества клиентов - больной вопрос для любой брокерской компании. Обычно при ответах их количество завышается, да и клиенты бывают разные. Для работы через Интернет на фондовых секциях российских бирж у нас открыто более 50 клиентских счетов, на большинстве из которых операции совершаются практически ежедневно. На самом деле конечных клиентов, пользующихся услугами Интернет-торговли, больше: у многих наших клиентов тоже есть своя клиентская база, которая проводит операции через наши счета", - комментирует Анатолий Ильин, генеральный директор ЗАО "Инвестиционная компания "Ленмонтажстрой".<BR>"В отличие от распространенного мнения, что внедрение технологий Интернет-трейдинга напрямую повлияет на рост числа клиентов и их оборотов, мы считаем, что доступ к торгам через Интернет - это не более чем удобная форма работы клиента без постоянной связи с брокером. Это имеет свои достоинства и недостатки", - говорит Николай Завилейский, заместитель генерального директора ООО "Балтийская финансовая компания". <BR>"Выигрыш во времени при подаче заявки с торгового рабочего места из дома или офиса важен для клиентов, которые постоянно наблюдают за состоянием рынка и способны активно и достаточно профессионально работать в режиме дэй-трейдинга. Наш опыт предоставления подобных услуг показывает, что таких клиентов пока немного", - считает он. <BR>Впрочем, есть и оптимистичный взгляд на число клиентов. "Я думаю, что потенциальных инвесторов в Петербурге (и не только) очень много и сейчас основной задачей является донести до них все преимущества торговли через Интернет. Для этого в ближайшее время выходит наш новый корпоративный сайт для активных клиентов, значительная часть которого посвящена вопросам Интернет-торговли. Также регистрируется новый домен по брокерской тематике", - говорит Алексей Бойцов, начальник отдела операций на организованном рынке ЗАО "Брокерская фирма "Ленстройматериалы". <BR>Пока же дорогостоящую рекламную кампанию в оффлайновых СМИ Москвы и Петербурга проводит только ООО "Вэб-Инвест.ру". Эта компания предоставляет доступ на максимальное число торговых площадок (помимо фондовой секции ММВБ - рынок ГКО/ОФЗ, рынок акций и срочных инструментов ФБ "Санкт-Петербург", а также СПВБ и МФБ). <BR>Другие Интернет-брокеры ограничиваются меньшим количеством биржевых площадок. <BR>"Наши клиенты могут торговать через Интернет на ММВБ и МФБ. Существует возможность подключения к системам доступа и других биржевых площадок, но пока эти варианты мы не рассматриваем по причине отсутствия интереса со стороны клиентов", - говорит Николай Завилейский. <BR>Для особо продвинутых клиентов существует возможность заключения сделок с мобильного телефона по технологии WAP. Однако большой популярностью данная услуга не пользуется, тем более что клиент может работать в Интернете по мобильному телефону и через ноут-бук. <BR><BR>Проблем много, но:<BR>При Интернет-торговле брокеры выделяют следующие проблемы: необходимость подписи клиентами поручений в отсутствие закона о применении электронной цифровой подписи, плохое качество каналов связи (особенно в регионах), уровень технического развития и стоимость услуг Интернет-провайдеров, уровень технической грамотности клиентов. <BR>"Сбои шлюза ММВБ и серверов системы в компании чрезвычайно редки", - сообщил генеральный директор ЗАО "ИК "Элтра" Анатолий Будник. <BR>"У нас за время деятельности был один сбой по вине "Ленэнерго", - говорит Маргарита Бородатова, председатель совета директоров ОАО "Инвестиционная компания "Нева-Инвест". - Устройство бесперебойного питания продержалось 1 час, но этого не хватило. Пришлось купить бензиновую электростанцию". <BR>"Есть общая проблема по недостаточной юридической проработке процедуры идентификации поручения клиента на сделку, - говорит Руслан Серов, начальник брокерского центра ООО "АВК - Ценные бумаги". - Перспективой для дальнейшего развития (в техническом плане) является дальнейшая "интернетизация" процесса торгов: перевод внутренней обработки заявок также в режим on-line, сокращение ручной работы трейдеров по обслуживанию заявок". <BR>АВК работает на собственной Интернет-системе "I-Deal". Большинство же брокеров работают с покупными системами Quik и NetInvestor, в которых эти проблемы уже решены. <BR><BR><B>:главное - демпинг</B><BR>Брокеры считают, что при небольшом количестве инвесторов и низких комиссионных предоставление услуг Интернет-трейдинга может стать попросту невыгодным для многих компаний.