00:0002 апреля 200100:00
16просмотров
00:0002 апреля 2001
Судостроительную отрасль России объединят в три государственных концерна с центрами в Петербурге, Северодвинске и на Дальнем Востоке.
<BR><BR>Судостроительную отрасль России объединят в три государственных концерна с центрами в Петербурге, Северодвинске и на Дальнем Востоке.<BR>В Петербурге процесс объединения предприятий в государственном секторе уже пошел. На очереди - сектор частный. Недавно КБ "Связьморпроект" присоединили к ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". На очереди - Средненевский завод, который будет включен в состав "Адмиралтейских верфей", а НИИ ПК "Радар" присоединят к ЛПО "Равенство". <BR>"В Петербурге на пером этапе реструктуризации мы намечаем создание 9 крупных интегрированных структур. Мы формируем структуры по принципу систем кораблей - ПВО, морского, ракетного оружия и др. Все они будут государственными или с контролирующим госучастием", - заявил заместитель генерального директора Российского агентства по судостроению (Россудостроение) Лев Клячко. По его словам, в дальнейшем планируется объединить Балтийский завод, "Адмиралтейские верфи" и "Северную верфь". Создание концерна завершится к 2010 году.<BR><BR><BR><B>Мягкая национализация</B><BR>Россудостроение убеждает Министерство имущественных отношений РФ и Российский фонд федерального имущества (РФФИ) в том, что разгосударствление судостроения вредит отрасли. Россудостроение соглашается на приватизацию только мелких предприятий, но таковых в Петербурге нет. В случае с петербургской судостроительной троицей (на Балтийском заводе у государства только золотая акция, на "Северной верфи" - 20% акций закреплены за РФФИ для последующей продажи, и лишь "Адмиралтейские верфи" полностью государственные), если акционировать "Адмиралтейские верфи" и объединить их с двумя другими заводами, то государство не получит контролирующего пакета. Нужно будет или проводить деприватизацию "Северной верфи" и Балтийского завода, чего, скорее всего, не произойдет, либо выкупать у них часть акций, что весьма вероятно, либо увеличивать стоимость основных фондов "Адмиралтейских верфей" и иных госпредприятий, которые войдут в холдинг. Оптимальный вариант пока не выбран.<BR><BR><B>Столкновение интересов</B><BR>Объединение в концерн судостроителей Петербурга неминуемо столкнет интересы крупных акционеров заводов, находящихся в частных руках, - Балтийского завода и судостроительного завода "Северная верфь".<BR>Владельцы контрольных пакетов акций предприятий ЗАО "ИСТ" (Балтийский завод) и ООО "Новые программы и концепции" (завод "Северная верфь") вынашивают планы создания концернов вокруг своих судозаводов. И "Балтийский" и "Северная верфь" в расчете на крупные заказы строят на своих территориях новые мощные корпусозаготовительные цеха. Оба предприятия в качестве стратегического партнера рассматривают ГУП "Адмиралтейские верфи".<BR>По данным ООО "Новые программы и концепции" (НПК), генеральный директор которого Борис Кузык лично присутствовал на заседании Совета безопасности 23 марта, где по вопросу создания военно-промышленных концернов было заслушано предложение Министерства промышленности, науки и технологий РФ. Однако окончательного решения, по данным НПК, принято не было, а предложенная министерством программа направлена другим заинтересованным ведомствам и агентствам по различным видам вооружений, которые выскажут свои мнения по этому поводу на заседании Правительства РФ 5 апреля.<BR>Генеральный директор ЗАО "ИСТ" Александр Несис сообщил: "О том, что должно было пройти заседание в Совете безопасности, мы знали, но итогового документа не видели. В предварительных обсуждениях мы участвовали. На сегодняшний день есть большое количество идей и предложений по объединению судостроителей". <BR><BR><BR><B>Старая история</B><BR>Проект создания крупных судостроительных холдингов, контролируемых государством, появился еще в 1995 году. В частности, в Петербурге планировалось объединить Балтийский завод, "Адмиралтейские верфи" и "Северную верфь". Первые два предприятия должны были пойти под бульдозер, предварительно перенеся свои мощности на "Северную верфь". Освободившиеся практически в центре города площади предполагалось продать и на вырученные средства построить еще один мост через Неву. Тогда все три компании легко соглашались на объединение, поскольку переживали трудное время в отсутствие заказов - производство сократилось в 7-8 раз. <BR>Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Все три компании строят суда, и в основном на экспорт. Тем не менее планы объединения живы. Но время упущено, и реструктураторам - Российскому агентству по судостроению - приходится учитывать реалии и строить хитрые схемы. <BR><BR>В 2000 году возраст почти всех российских судов превысил критическую отметку в 20 лет. Более "молодые" ходят под иностранными флагами. <BR>