Порт Усть-Луги имеет американский акцент

Проект строительства в Усть- Луге терминала по перегрузке минеральных удобрений предусматривает инвестиции в размере $35-45 млн. В работе над этим объектом принимает участие Институт национальных портов и водных путей (США).

<BR><BR>Проект строительства в Усть- Луге терминала по перегрузке минеральных удобрений предусматривает инвестиции в размере $35-45 млн. В работе над этим объектом принимает участие Институт национальных портов и водных путей (США). <BR>Директор института Анатолий Хокштейн согласился рассказать о реализации этого проекта.<BR>- Наша функция в том, чтобы поделиться международным опытом. На наш взгляд, необходимо изменить основную морскую стратегию, политику России: нужно создать достаточные портовые мощности, способные обслуживать международную торговлю России без зависимости от иностранных портов. Это прежде всего вопрос экономики. Порты России расположены значительно ближе к основным грузообразующим центрам страны. При железнодорожных тарифах, правильно отражающих действительную стоимость перевозок, экономия транспортных издержек очень значительна - около $10 за тонну груза. <BR><BR>- Какой проект Вы привезли в Петербург?<BR>- На этот раз я привез очень детальный бизнес план терминала для минеральных грузов в Усть-Луге. Для меня важно получить конкретные замечания, поскольку этот план представляет собой первое издание. <BR>Очень интенсивен экспорт минеральных грузов из России. Сейчас эти грузы в основном перевозятся из портов Прибалтики, что для российских экспортеров слишком дорого. Сами экспортеры согласны вкладывать деньги в порт. Мы предполагаем, что финансирование будет осуществляться примерно так: общепортовые сооружения за счет государства, ОАО "Акрон" и ОАО "Сильвинит" купят половину стоимости этого терминала, вторая половина должна принадлежать ОАО "Компания Усть-Луга".<BR><BR>- Какова должна быть роль порта Усть-Луга?<BR>- Говоря об общей стратегии, морской порт Санкт-Петербурга находится в центре густонаселенного города. Поэтому он должен специализироваться на контейнерах, генеральных грузах. Массовые грузы, такие, как минеральные удобрения, не подходят такому порту, будь это Петербург или Нью-Йорк. Именно поэтому создаются порты вне пределов густонаселенных районов. Это делается во всем мире. Усть-Луга решает эту же задачу. Мы установили связи с ОАО "Компания Усть-Луга" очень давно. Ко мне пришел предыдущий председатель совета директоров компании Илья Баскин со своим проектом, но я сказал ему, что проект плохой. Баскин предполагал вложить $1,5 млрд за счет частных инвестиций. Нигде в мире, даже в богатых странах, частные капиталовложения не строят весь порт. Все общепортовые мощности создаются за счет государства. Сейчас Правительство России дает полные гарантии того, что все общепортовые затраты будут обеспечены за счет государственных средств. Теперь можно привлекать частные капиталовложения в отдельные терминалы. Терминал минеральных грузов - хороший тому пример.<BR> <BR>- Каковы перспективы Северо-Западного региона?<BR>- На мой взгляд, должна произойти специализация портовых мощностей. Северо-Западный район остается главной экспортной зоной в России. Происходит развитие таких портов, как Приморск, который должен сосредоточиться на перевозке жидких нефтяных грузов. Малые порты региона займут свою нишу. Они будут специализироваться на небольших перевозках леса, промышленных товаров и т.д. Здесь важна роль инвестиций. Порты - это международная торговля. Проекты, ориентированные на такую торговлю, должны привлекать иностранные капиталовложения. Эффективные порты - ключ к решению проблем интеграции России в глобальную международную экономику.<BR>В этом плане стратегия развития портового комплекса Северо-Запада логична. Хотя я не совсем понимаю позицию Министерства транспорта РФ. С одной стороны, они понимают, что массовые, то есть опасные, грузы должны быть удалены от города. С другой стороны - делаются долгострочные планы на строительство терминала минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург. <BR><BR>- Вы считаете это нелогичным?<BR>- Терминал уже сейчас строится и будет введен в эксплуатацию. Критиковать это нет смысла. Проект реален, потому что выход экспортного груза из портов России нужен уже сегодня, а Усть-Луга потребует нескольких лет строительства. Но что произойдет потом? Развивать его дальше?! Строить вторую очередь и углублять подходные каналы будет стоить астрономических денег, а к этому моменту уже будет действовать терминал минеральных удобрений в Усть-Луге.<BR><BR>- Рассматриваются ли Вами другие проекты из России?<BR>- Раньше были, но сейчас нет. У нас есть много проектов во всем мире, но не в России. Сейчас наш институт занимается внедрением в США каботажных перевозок, которых в Америке нет. Имеется в виду создание быстроходных паромов со скоростью 30-35 узлов, или 60 км/ч. Это делается для того, чтобы разгрузить наши шоссейные дороги, которые чрезвычайно загружены. На таких судах мы хотим перевозить как международные, так и местные контейнеры. <BR>Моя следующая задача - посмотреть, сможет ли Усть-Луга привлечь контейнерные грузы. То, что может оправдать контейнерный терминал в Усть-Луге, это прежде всего хорошее железнодорожное сообщение.<BR>