Ювелирный рынок: иллюзия благополучия

Уже 2 года российский рынок ювелирной промышленности растет примерно на 20% в год. Однако участники рынка считают подъем временным явлением.

<BR><BR>Уже 2 года российский рынок ювелирной промышленности растет примерно на 20% в год. Однако участники рынка считают подъем временным явлением.<BR>"Любой производитель может произвести в десятки раз больше продукции, чем он производит сейчас", - сокрушаются руководители крупных ювелирных заводов. Причина в том, что российская ювелирная промышленность ограничена только внутренней покупательной способностью населения. И рост - лишь естественная реакция на благосостояние россиян. "Уже четвертый год наши законодатели толком не могут разобраться в таком простом вопросе, как квотирование и лицензирование или отмена его, - негодует генеральный директор фирмы "Грингор" Александр Горыня. - А пока ювелирный рынок лишь связывает лишние деньги населения. Но до объемов, которые были в 1991 году, как до Иерусалима пешком. Мы лишь прошли дно, о расцвете говорить пока рано".<BR>"Расцвет" может наступить уже весной этого года: среди участников рынка ходят слухи, что законодатели вот-вот должны решить, кто же будет выдавать лицензии на экспорт ювелирной продукции и каким критериям должен соответствовать экспортер.<BR><BR><B>Золото любит тень</B><BR>Единственным результатом закрытия границ стало то, что все гиганты ювелирной отрасли - "Русские самоцветы", "Ювелиры Урала", Красносельское объединение и крупные московские заводы оказались в очень трудном положении. Спрос на российском рынке хоть и внушает надежды, но пока не покрывает их сбытовых потребностей, и поэтому большинство из них вынуждены работать с убытком.<BR>Активное развитие получило частное предпринимательство. "У нас красиво иногда говорят "малый и средний бизнес", но, к сожалению, он практически весь теневой. Они даже клеймить в Пробирную палату не носят свою продукцию. Я знаю это абсолютно точно на примере Костромской области. И плюс мешает контрабанда. Есть данные ФСБ и других организаций, что контрабандное золото составляет как минимум треть всего объема потребления. Это сильно мешает развитию нашего бизнеса, - считает генеральный директор Костромского ювелирного завода Валерий Сорокин. - А так лелеемый всеми рост рынка - лишь временное оживление, и не более того. Причина в том, что ювелирная отрасль не требует больших капиталовложений. Мелкие фирмы растут как грибы - за несколько дней. Но они так же могут исчезнуть, если спрос упадет, притом резко упадет. Такое уже было, и не раз. В развитых странах довольно-таки стабильно все - и продажа, и спрос. Взять, например, 1982-1984 годы. Тогда в СССР произошло падение спроса в 3,5 раза, и всю продукцию, которая не продавалась, сдали в Гохран, решив таким образом проблему. Но тогда была единая страна. А что сделал бы Запад? Они бы понизили цены и тем самым сохранили уровень продаж. Объем бы упал, а уровень продаж сохранился".<BR><BR><B>Дорогие надежды</B><BR>Ассортиментные сдвиги в структуре потребления внушают участникам рынка большую надежду, чем показатели динамики. "Последние 10 лет, если смотреть период перестройки, рынок "кидало" в разные стороны, и он расслаивался очень сильно на поток от очень дорогих изделий до очень дешевых. Пока это расслоение сохранилось, но оно уже не так заметно", - говорит заведующая отделом конъюнктуры и рынка НИИювелирпрома ОАО "Русские самоцветы" Елена Баксакова. То, что растет интерес к дорогим, эксклюзивным изделиям, ювелиров радует. По данным "ДП", продажа изделий по ценам от 7,5 тысячи рублей и выше составляет от 20 до 25% доли продаж.<BR>"Производство эксклюзивных изделий именно с точки зрения технологии, дизайна опережает производство простых изделий. Но это, скорее всего, временное явление. Вероятно, что рост эксклюзивной "ювелирки" потянет за собой все остальное", - рассуждает главный специалист по маркетингу ОАО "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" Сергей Пирогов.<BR>Вторая причина радости российских ювелиров - рост спроса на более дорогие белые металлы, в первую очередь платину. Это наиболее перспективное направление мировой моды хотя и набирает приличные обороты в России, все еще находится в зачаточном состоянии.<BR><BR><B>Медлительность - порок пресыщенных</B><BR>Болью российской ювелирной промышленности является собственная медлительность, неспособность быстро реагировать на изменения моды. "Фактически наше производство догоняет то, что сделано вчера на Западе. Насколько быстро догоняет - зависит от финансовых и технических возможностей предприятия. Порой уходит свыше полугода на внедрение разработки в серию, а за полгода тенденция в моде меняется", - говорит генеральный директор японской ассоциации жемчуга "Ямагива" Шавкат Хамдамов.<BR>Некоторые участники рынка склонны винить в медлительности отечественный менталитет. "В нашей стране мода на ювелирные изделия практически отсутствует. Можно встретить молодую, очень модно одетую, красивую женщину, и у нее в ушах будут серьги с самоцветом с алмазной гранью, которые никакой художественной ценности не имеют, а она чувствует себя королевой. То есть у многих совершенно нет потребности почувствовать моду в ювелирном изделии. Потому что нам десятилетиями внушали, что золото - признак достатка. Для большинства россиян основной мотив покупки - демонстрация достигнутого уровня благосостояния", - считает Елена Баксакова.<BR><BR>Подготовил Анатолий Чернов по материалам круглого стола, проведенного "ДП" на петербургской выставке JUNWEX-2001