00:0012 февраля 200100:00
15просмотров
00:0012 февраля 2001
Рынок сыров Северо-Запада дал российским производителям прекрасную возможность увеличить свою долю на рынке. Однако предоставленным шансом сыроделы воспользоваться не смогут, как не смогли после кризиса 1998 года.
<BR><BR>Рынок сыров Северо-Запада дал российским производителям прекрасную возможность увеличить свою долю на рынке. Однако предоставленным шансом сыроделы воспользоваться не смогут, как не смогли после кризиса 1998 года.<BR>Уровень потребления твердых сыров в Петербурге и на Северо-Западе, в зависимости от сезона и покупательной способности, колеблется от 1,5 до 4 кг на душу населения в год. Петербург и область потребляют от 20 до 25 тысяч тонн сыра ежегодно. Устойчивым спросом пользуется импортный сыр, который и составляет примерно 2/3 рынка. В поставках этого продукта на Северо-Запад лидируют Германия и Финляндия.<BR>Твердые сыры в городе и области не производили никогда (исключение составляют разве что сыры типа сулугуни и адыгейского, которые выпускает Приозерский молочный завод). "В советские годы считалось, что сыр проще ввозить, чем развивать собственное производство", - говорит Николай Дудкин, начальник отдела развития мясной и молочной промышленности Комитета пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка правительства Ленобласти. "Чтобы сделать 1 кг сыра, нужно 10 литров молока сыропригодного качества. В Ленинградской области необходимого количества подходящего сырья не было", - вспоминает Николай Дудкин.<BR><BR><B>Первый и единственный</B><BR>Сейчас ситуация изменилась. Ленобласть стала лидером России в отрасли молочного животноводства. В прошлом году в хозяйствах всех категорий Ленобласти произведено 609,2 тыс. тонн молока. Рост объемов производства в прошлом году составил 12,5%.<BR>По технологии для производства сыра необходимо свежее молоко. Значит, его нельзя везти дальше, чем за 100 км. Твердые сыры (российский, пошехонский и голландский) в нынешнем году начинает выпускать АООТ "Кингиссеппский молочный завод". Это производство станет единственным на Северо-Западе. <BR>Общая стоимость проекта превышает 28 млн рублей. Кредит в 5,67 млн рублей выделяется из бюджета Ленобласти. Остальные средства директору комбината Владимиру Яковченко предложено изыскивать самостоятельно. Директор считает, что у него есть только два варианта: взять сыродельное оборудование в лизинг или создать совместное предприятие с каким-либо поставщиком такого оборудования.<BR>Большую заинтересованность в новом проекте проявляет германская фирма "Альтма" - производитель техники для переработки молока. Ее оборудование способно ежедневно перерабатывать 50 тонн молока и производить около 2000 тонн сыров ежегодно. Предполагается, что при выходе на полную мощность предприятие сможет обеспечивать 5% потребностей Петербурга и области в сыре. Предполагается, что новый завод начнет работать в июле 2001 года.<BR><BR><B>Передел рынка</B><BR>До финансового кризиса поставки сыра в Петербург осуществляли как крупные оптовые фирмы, так и мелкие. Рынок был стабилизирован: каждый игрок занимался своим делом. Одни специализировались на импорте, другие - на сырах производства стран бывшего СССР.<BR>После кризиса 1998 года ситуация кардинально изменилась. По данным исследования РОМИР, сыры, которые раньше считались приемлемыми по цене, перешли в разряд дорогих (их количество увеличилось в 2 раза). Оптовые фирмы с небольшим оборотным капиталом закрыли свой бизнес. Их место заняли крупные оптовики. <BR>Кризис предоставил отечественным сыроделам замечательные возможности. "Спрос на импортный сыр упал практически до нуля", - говорит маркетолог ассоциации "Арго" Ирина Рапопорт. Впрочем, российский производитель шансом так и не воспользовался. <BR>Объемы продаж импортной продукции понемногу вернулись на докризисный уровень.<BR>Стабильно поставляют сыр в Петербург шесть-семь оптовиков, таких, как ООО "Невские сыры", ассоциация "Арго", торговый дом "Борис и Павел" и др. <BR>Оптовые фирмы торгуют и с другими городами Северо-Запада: Псковом, Новгородом, Петрозаводском, Мурманском, Архангельском. Базовый ассортимент оптовиков составляют твердые сыры. В этом отношении Россия схожа с Голландией и Германией, где население также отдает предпочтение твердым сырам. <BR>На втором месте - плавленый сыр. Этот продукт более демократичен и по цене рассчитан на среднего покупателя У плавленого сыра дольше срок хранения, он менее чувствителен к перепадам температуры. Поэтому его любят продавцы. Это увеличивает сезон его продаваемости и районы распространения.<BR>Что касается мягких сыров элитных сортов (например, рокфор), то в Петербурге их потребление не превышает 100 кг в день. В России такие сыры не производятся вообще. Тем не менее оптовики отмечают медленное, но стабильное увеличение спроса на эти сорта сыра.<BR><BR><B>Без шансов на успех</B><BR>Рынок сыров подвержен сезонным колебаниям. Весна предоставляет шанс отечественным сыроделам. "Весной спрос на сыр меняется. Цены колеблются, так как наряду с новым сыром остаются на рынке старые запасы", - рассказывает маркетолог ООО "Невские сыры" Борис Иосифов. <BR>Импортные сыры в последнее время заметно подорожали. "Только за последнюю неделю оптовая цена на импортные сыры типа "Гауда", "Эдам" и "Маасдам" выросла в среднем на 10 рублей", - говорит Ирина Рапопорт. В связи с этим потребительский спрос может переориентироваться на отечественную продукцию. <BR>Отечественные сыроделы вряд ли смогут увеличить объем выпуска продукции и укрепить свои позиции на рынке. К началу 2000 года практически во всех регионах России производство сыров сократилось на 50-80%. Большинство российских сыродельных предприятий для ускорения процесса выпускают полуготовый сыр, сроки выдержки которого не превышают 45 суток. <BR>Вряд ли повлияет на рынок сыров и собственное сырное производство в Ленобласти. <BR>И наконец главное. "У нашего населения нет культуры ежедневного потребления сыра, - замечает Борис Иосифов. - Поэтому наши сограждане легко переходят на сосиски и колбасу. Ясно одно: мы не Франция, и сыры у нас - достаточно легко замещаемый продукт". <BR><BR>В 1894 году петербургский журнал "Наша пища" писал: "У нас потребление сыра сравнительно очень слабо распространено. Сыроварение как народное производство в России не существует, сыр народу неизвестен, и потребляется он почти исключительно привилегированными классами". Прошло более 100 лет. Ситуация мало изменилась. Годовой объем потребления сыра в России не превышает 2 кг на душу населения (во Франции - свыше 15 кг).