Парижскому клубу предлагают бумагу. Но не простую, а ценную

Старая пословица "Берешь чужие - и ненадолго, а возвращаешь свои - и навсегда" актуальна не только в отношениях между людьми, но и на государственном уровне. В последнее время процесс невозврата долга получил благообразное название - реструктуризация.

<BR><BR>Старая пословица "Берешь чужие - и ненадолго, а возвращаешь свои - и навсегда" актуальна не только в отношениях между людьми, но и на государственном уровне. В последнее время процесс невозврата долга получил благообразное название - реструктуризация. <BR>Россия должна Парижскому клубу кредиторов $31 млрд. В 2001 году надо выплатить $3,1 млрд. Но лишних денег в российском бюджете нет. Правительство решило предложить вместо денег акции предприятий. Члены Парижского клуба сделали вид, что заинтересовались. Мы сделали вид, что нашли решение проблемы. <BR>Однако люди, не понаслышке знакомые с процессом привлечения инвестиций, сомневаются в осуществимости этого плана. Но на всякий случай Дума решила подстраховаться - в первом чтении был принят законопроект об ограничении до 25% доли иностранцев в стратегически важных российских предприятиях.<BR><BR>Томас Эттер, старший консультант по банкам, эксперт по кредитованию Российского фонда поддержки малого бизнеса ЕБРР:<BR>"Это полный бред. В России слишком мало предприятий, которые могли бы представлять интерес для западных кредиторов. Хотя эта мера применяется довольно часто: кредитор понимает, что не сможет получить свои деньги, и вынужден конвертировать долг в пакет акций. Так, к примеру, поступают банки, участвуя в уставном капитале должника. Но я не вижу в России собственности акционерных обществ на $22 млрд, которые могут быть конвертированы. И если из списка исключаются "Газпром", РАО "ЕЭС", "ЛУКОЙЛ" - кто остается? Я считаю, что германская сторона в итоге откажется от этой сделки и потребует деньги. А они есть - Россия не такая уж бедная страна. Можно, например, поговорить о поставке энергоносителей (нефть, газ) - в течение нескольких лет в счет погашения долга".<BR><BR>Никита Масленников, менеджер по корпоративным отношениям ОАО "Петро": <BR>"По моему мнению, наиболее интересный вариант реструктуризации российского долга - это совместные инвестиционные проекты. Если будут создаваться совместные предприятия, в России появится другая система управления, что позволит развивать не только экономику страны (в будущем, после погашения долгов), но и корпоративную культуру. Появятся цивилизованные стандарты бухгалтерского учета, управления".<BR><BR>Эдуард Шпаковский, председатель совета директоров ЗАО ИК "Элтра": <BR>"Эти маневры вокруг долга забавны: платить надо, но не хочется. С одной стороны, это хороший выход - превратить наши долги в их инвестиции. С другой стороны, вопрос непростой. Если исключить из предполагаемого списка монстров (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "ЛУКОЙЛ"), то теоретически на Западе могут найти спрос акции любого российского предприятия. Вопрос только в цене. Например, можно отдать государственный кусок "Газпрома". Стоимость этого предприятия, по оценкам независимых экспертов, составляет $2,1 трлн. А у нас, после последнего обвала, акции котируются по 30 центов за штуку. Естественно, что продавать по низким ценам невыгодно: так и без газа можно остаться. Выход - проведение независимой экспертизы, которая реально сможет оценить стоимость наших предприятий. Тогда сделка может быть полезна России с точки зрения интеграции в Европу. Пока мне трудно понять поведение Запада".<BR><BR>Сергей Рыжиков, директор по корпоративным финансам ЗАО "Гамма Капитал":<BR>"Что касается акций - пока у Правительства нет реального механизма реализации процесса конвертации долга в акции. Все заявления более похожи на декларацию. Государство может предложить кредиторам акции предприятий, имеющих рыночную оценку. Но суммарная капитализация российских предприятий, имеющих рыночную котировку, составляет на текущий момент около $40 млрд, следовательно, суммарная оценка доли государства в капитализации российских предприятий составляет не более $20 млрд. С учетом владения рядом существенных (контрольных и блокирующих) пакетов акций некотируемых предприятий, имеющих ценность для зарубежного инвестора, государство имеет на балансе акций на общую сумму не более $35 млрд. Однако, расплатившись по существующим ценам на акции, мы поступим неразумно: активы российских предприятий существенно недооценены в сравнении с аналогичными предприятиями в других странах с развитой и развивающейся экономикой. Как следствие, и это, например, уже подтверждено событиями в цветной металлургии Российской Федерации, инвестор получит дешевый доступ к ресурсам России и сверхприбыль при перепродаже ресурсов на своих рынках. Риск, который подлежит управлению в этом случае, - риск целевой скупки российского долга и получения существенного пакета предприятия, интересующего кредитора, по значительно заниженной оценке.<BR>Совместные инвестиционные проекты также могут иметь смысл. По-видимому, наше государство будет или отдавать часть прав на освоение принадлежащих государству ресурсов (аналог СРП, только похоже на насилие/принуждение), или позволять держателям долга получать существенные налоговые льготы. В этом случае также следует понимать, что существует риск скупки российского долга в целях получения существенного выигрыша за счет погашения долга по номиналу в счет текущих налоговых обязательств".<BR><BR>На встрече министра финансов Алексея Кудрина с делегацией Министерства финансов Германии, возглавляемой заместителем министра Кайо Кох-Везером, процесс переговоров не дошел до перечня предприятий, котрые могут перейти в собственность западных компаний за советские долги. Позиция Правительства РФ остается прежней: не отдавать контрольные пакеты акций ликвидных предприятий. Предлагается создавать новые предприятия с участием западных компаний. Иностранные партнеры получат крупные пакеты акций новых компаний на инвестусловиях. Пока идет формирование российско-германской рабочей группы и создание методики ее работы. Первые результаты следует ожидать не ранее чем через 2 месяца.