ДОРОГА ЗАГОНЯЕТ РЕГИОНЫ В ТУПИК

Октябрьская железная дорога (ОЖД) сокращает количество поездов и требует от губернаторов либо 100%-ной компенсации своих расходов, либо повышения тарифов.

<BR><BR>Октябрьская железная дорога (ОЖД) сокращает количество поездов и требует от губернаторов либо 100%-ной компенсации своих расходов, либо повышения тарифов. <BR>Первое - невозможно. Второе - непопулярно. <BR>Руководители регионов Северо-Запада бьют тревогу: жители из глубинки лишены возможности добраться даже до районного центра. <BR>В сентябре этого года ОЖД объявила об оптимизации движения. Оптимизация обернулась отменой поездов. На 15 ноября только в Ленобласти дорога уменьшила объемы движения поездов по будним дням на 87 пар, а по выходным - на 140. Пассажиров уже коснулись все эти изменения. Им приходится ждать электричку по 3 часа. И.о. заместителя начальника Октябрьской железной дороги по пассажирским перевозкам Василий Голубцов объяснил это так: "Мы всех пассажиров отвозим, и даже есть еще резерв. Но существуют регионы, в которых должны заниматься автобусным развозом. Необходимо расширять автобусные маршруты. За всех мы все равно работать не сможем". Кроме того, на ОЖД закончен капитальный ремонт путей и контактных сетей. Так что электрички задерживались еще и по этому поводу. "Если региональные администрации примут на себя обязательства компенсировать на 100% все наши расходы, только тогда руководство ОЖД сядет за стол переговоров", - говорит Василий Голубцов. Однако у большинства областей и районов денег на дорогу нет. <BR><BR><B>Нет денег - нет движения</B><BR>По словам заместителя мэра Великих Лук Владимира Иванюка, город не предусматривает компенсации для ОЖД. "Нам самим эти вопросы не решить", - сказал он корреспонденту "ДП". Владимир Иванюк подтвердил, что пригородное движение сокращается. Уже сейчас от Великих Лук до Ржева небольшие полустанки остаются без поездов, а в местную администрацию приходит масса жалоб. "На этом направлении по решению ОЖД заполненность подвижного состава должна быть 15-20 вагонов, - сообщил Владимир Иванюк. - Сейчас ОЖД планирует ежедневно в Великих Луках прикреплять к проходящим скоростным поездам, идущим в Москву и Петербург, всего лишь шесть вагонов".<BR>"В каждый закоулок мы не сможем довезти вагоны. Это не просто растратная, это убийственно растратная экономика", - говорит Василий Голубцов.<BR><BR><B>По дороге от кризиса</B><BR>Убытки Октябрьской дороги в 2000 году составили около 2 млрд рублей. "Областные бюджеты компенсируют нам от силы 700 млн", - считает Василий Голубцов. ОЖД видит два пути выхода из сложившейся ситуации. Первый - оптимизация размера движения. Иначе говоря, ОЖД намерена сокращать количество поездов и вагонов. Второй - тарифная политика. "Сегодня мы работаем с регионами и договариваемся о повышении тарифов, - поясняет Василий Голубцов. - Сейчас решается вопрос о повышении тарифов на пригородные пассажирские перевозки в 1,5 раза (на 50%)".<BR><BR><B>Оптимизация в действии</B><BR>Постепенно сокращается сеть железнодорожных маршрутов, где используется тепловозная тяга. По словам Василия Голубцова, рост перевозок на дальнем пассажирском движении продолжается, а подвижного состава катастрофически не хватает. "Мы ставим перед регионами задачу, чтобы они искали средства на покупку рельсовых автобусов (новый вид транспорта, который планирует использовать МПС, представляет собой скоростной электропоезд с автобусными салонами) и дизельных поездов. Постепенно ОЖД будет выводить классные и плацкартные вагоны с местных рейсов, ремонтировать и готовить их на лето к дальним перевозкам. По словам Василия Голубцова, жалко смотреть, когда идет локомотив и тащит один вагон, в котором всего 12 человек. <BR><BR>Понимание есть...<BR>"Мы понимаем, что с 7 до 9 утра надо привезти в Петербург рабочую смену и студенчество, а в вечернее время, соответственно, вывезти массу людей. После 22 часов электропоезда заполнены всего лишь на 20%. Дорога рассчитывает пассажиропотоки и, конечно, оптимальную частоту движения", - поясняет Василий Голубцов. ОЖД не отменяет все электропоезда сразу, просто сдвинулся график движения. "Например, вместо трех электропоездов, которые ходили через час, мы делаем два с интервалом в 1,5 часа", - объясняют на ОЖД. <BR><BR><BR>В Вологодской области Октябрьская железная дорога действует в трех районах: Бабаевском, Чагодощенском и Кадуйском. Сейчас на пригородном сообщении курсируют три электрички. Первую область купила в 1998 году за 24 млн рублей, остальные две - за 47 млн рублей, и то пополам с Северной железной дорогой. По словам председателя комитета по транспорту и связи администрации Вологодской области Владимира Кравчука, в области будут проблемы с переходом от тепловозной на электрическую тягу, так как электрички стоят дорого. "Мы надеемся, - сказал он, - что ОЖД достаточно богата и выделит на пригородные перевозки по нашему направлению несколько электропоездов". А на следующий, 2001 год руководители Вологодской области запланировали выплатить компенсацию ОЖД за перевозки льготников в размере 600 тыс. рублей. <BR><B>Дмитрий Филатов, Вологда</B><BR><BR>С начала ноября в 2 раза сократилось количество пригородных поездов, развозящих жителей Псковской области с узловых станций по небольшим населенным пунктам. Изначально на эти цели было задействовано 49 пар поездов, а осталось всего 26.<BR>"Прежде всего мы убрали часть "дачных" и "поливочных" поездов, - сказал начальник дирекции пассажирских перевозок Игорь Дебуш, - в то же время мы сократили количество составов, которые проследовали на небольшие расстояния. Теперь они ходят только на "длинные рукава", но при этом сохранены абсолютно все направления движения".<BR>По словам Игоря Дебуша, обслуживание пригородных поездов приносит ежегодно около 110 млн рублей убытков. Предполагается, что они покрываются за счет областного бюджета, однако до последнего времени администрация Псковской области этим вопросом практически не занималась. В прошлом году из областного бюджета было возмещено только 5 млн рублей.<BR>Уже после того, как жители Великих Лук пообещали перекрыть железнодорожные пути, если не будет восстановлена часть поездов, областная администрация обратилась к депутатам Законодательного собрания с просьбой увеличить дотации пригородному железнодорожному транспорту на 20 млн рублей. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос увеличения цен на проезд в пригородных поездах.<BR><B>Оксана Чернышева, Псков</B><BR><BR>По словам заместителя начальника Мурманского отделения Октябрьской железной дороги по управлению персоналом и социальным вопросам Сергея Чистова, пригородное сообщение на отделении незначительное. "И если мы снимем поезда, следующие до городов Заполярный или Ковдор, - прокомментировал он, - то вообще никакого движения не будет, потому что автобусные маршруты отменены. Мы доказываем начальнику ОЖД, что не можем сокращать то, что и так находится на пределе допустимого. Но пассажирских поездов стало меньше: №185 (Мурманск-С.-Петербург) с октября не курсирует".<BR>В 2000 году убытки Мурманского отделения ОЖД по пригородным перевозкам ориентировочно составят 30 млн рублей, а в 2001 году - 40 млн. <BR>В проекте бюджета Мурманской области на 2001 год местные органы власти к первому чтению компенсацию не запланировали. Поэтому мурманские железнодорожники были вынуждены "обострить" проблему на всех уровнях власти. После чего ко второму чтению проекта областного бюджета появилась строка о компенсации - 10,8 млн рублей (ОЖД просила 12,8 млн рублей).<BR>Ирина Малютина (Мурманск)