00:0027 ноября 200000:00
12просмотров
00:0027 ноября 2000
Южнокорейские изобретатели выпустили на рынок миниатюрный детектор лжи, с помощью которого они обещают покончить с враньем.
<BR><BR>Южнокорейские изобретатели выпустили на рынок миниатюрный детектор лжи, с помощью которого они обещают покончить с враньем. <BR>В бизнесе борьба с ложью, неправдой, недомолвками идет давно. Можно предположить, что карманные детекторы лжи войдут в практику делового оборота наряду с визиткой, ручкой и ноутбуком.<BR>А на деловых переговорах все будут тихонько посмеиваться над изворотливостью партнера, посматривая на свои детекторы. <BR><BR><B>Тем временем</B><BR>Пока что в ожидании появления новинки российские управленцы справляются с ложью по старинке. Хотя в отношениях с менеджерами среднего звена им приходится нелегко. Дело в том, что "белые воротнички", как правило, не имеют конкретного задания, исполнение которого может проконтролировать начальник. Но даже там, где возможно регламентировать труд, этого обычно не делается: из-за отсутствия знаний у руководителя, из-за наличия своих интересов у его заместителей и часто - усилиями самого работника, желающего остаться вне контроля.<BR><BR><B>Как лапшу вешают</B><BR>Заместитель директора одного крупного предприятия наладил "левую" технологическую линию, которая выпускала продукцию из материалов предприятия, конкурирующую с основной. Участники аферы, чтобы скрыть от директора истинный расход материалов, применяли способ замены систем измерения: покупали материалы в килограммах, затем переводили на склад в метрах, передавали на производство в рублях и списывали в штуках. Другие материалы расходовались якобы с повышенным коэффициентом брака. А третья группа затрат вообще не фигурировала в расчетах отдельных служб и цехов (энергоносители, компьютерное время и т.д.), хотя в общих затратах предприятия занимала не менее половины суммы.<BR><BR><BR><B>Обман - прикрытие бездельника</B><BR>Разговаривая полчаса с сотрудником консультационной фирмы и не выражая при этом беспокойства, работник ясно показывает, что его рабочий день не напряжен, а сам он конкретного задания вообще не имеет. Перед своим начальством он, наоборот, будет изображать из себя человека, загруженного работой. Эти наблюдения помогают из нагромождения лжи выцарапать крупицы реальной информации.<BR>Другой способ борьбы с ложью - составление должностных инструкций, отсутствие которых - далеко не редкость на российских предприятиях, что дает сотруднику неограниченную свободу для вранья. <BR>"Три года назад на 1% предприятий имелись должностные инструкции, сейчас - на 20-30%. Это наша действительность", - говорит генеральный директор Северо-Западного представительства "Галактика-Корпорация" ЗАО "Галактика СПб" Светлана Каплунова. Однако исполнители нередко по традиции сами пишут себе должностные инструкции, забивают в них нужные и ненужные обязанности - то есть опять-таки морочат голову руководству.<BR><BR><BR>Мы все - лжецы?<BR>"За 12 лет консультирования предприятий и муниципальных властей Ленинградской области по вопросам организации труда и управления мы пришли к выводу, что работник склонен лукавить в 100% случаях, - говорит технический директор, руководитель ВДЭН ПО "Эна" Светлана Попова. - Скажите, ну кто признается в том, что он работает не по технологии? Или в том, что не выполнил задание, так как часть рабочего времени потратил на пустые разговоры, хождение по магазинам и компьютерные игры? Мы исходим из того, что ни один даже самый дисциплинированный работник, вплоть до директора, не ответит правдиво на прямо поставленный вопрос".<BR>Проявления "делового вранья" самые различные. Например, работники одного из муниципальных предприятий, беспокоясь о собственном будущем, "поработали" над главным механизмом, и теперь включить его может только тот, кто знает "секрет". Знают его только четыре сменщика, которые врут своему начальству, что только их опыт позволяет справляться со старой техникой.<BR><BR><B>Как распознать обман</B><BR>Вплотную сталкиваться с тем, что вешают лапшу на уши, приходится сотрудникам фирм, занимающихся оптимизацией производства, внедрением автоматизированных систем управления. "Если предстоящая реорганизация затрагивает интересы работника, в ход идет масса заведомо ложной информации, запутанность в отчетности", - рассказала одна из сотрудниц фирмы, занимающейся внедрением АСУП.<BR>Необходимые сведения консультанты, работающие на предприятиях, добывают косвенно. Так, по черной стружке у станка можно судить, что станочник нарушает режимы резания и связано это со сдельной оплатой труда. Далее - что такой станок должен быть сильно изношен. И что продукцию завода вряд ли активно раскупают, так как она по своим характеристикам не должна соответствовать требованиям. По этой причине у директора болит голова, предприятию грозит банкротство, хотя станочник, нарушающий нормы и технологию, неплохо зарабатывает.<BR><BR><B>Строго по правилам</B><BR>"Мы считаем нормальным, когда человек врет, если ему это выгодно, - говорит Светлана Попова. - Поэтому мы показываем руководителям не как с враньем бороться, а какая в каждом конкретном случае требуется организация труда, чтобы работнику не имело смысла говорить неправду". Если задание руководителю каждого уровня строго ограничено временем, у него нет необходимости лукавить. От аппарата, обслуживающего на производстве линейное управление, надо умело избавляться, например, заменяя его оргтехникой.<BR>На предприятиях, работающих по западной системе организации труда, где регламентировано все и вся, заранее просчитывают случаи, когда человек может в силу своей заинтересованности сказать неправду.<BR>"Все наши сотрудники имеют должностные инструкции, а как же иначе? - удивляется заместитель генерального директора по человеческим ресурсам ЗАО "ОТИС СПб" Олег Васильев. - Сотрудники, чьи интересы могут в той или иной мере столкнуться с интересами компании, а это топ-менеджеры, менеджеры, которые занимаются закупками, продажей и др., подписывают морально-этический кодекс, регламентирующий, что можно, а что нельзя". Например, шоколадку или коробку конфет человек может принять, а телевизор должен будет передать компании, а значит, не будет заинтересован его получить.