У семи нянек Нева в мазуте и масле

А вария с Нефтерудовозом-7 осенью прошлого года заста-вила всерьез задуматься об экологическом состоянии Невы. С 5 мая началась навигация, и пик ее придется, как всегда, на летние месяцы. Учитывая, что Нева - единственный источник водоснабжения, а большин

<BR><BR>А вария с Нефтерудовозом-7 осенью прошлого года заста-вила всерьез задуматься об экологическом состоянии Невы. С 5 мая началась навигация, и пик ее придется, как всегда, на летние месяцы. Учитывая, что Нева - единственный источник водоснабжения, а большинство судов перевозит нефтепродукты и минеральные удобрения, любая авария может оставить город без воды. Суда старые, на них не соблюдаются нормы безопасной перевозки нефтепродуктов. Судоходные компании не имеют средств, чтобы покрывать убытки. А риск аварии очень велик, поскольку отсутствует нормальная, работающая система регулирования всего процесса: от проверки судов до ликвидации последствий аварии.<BR>(В.З.)<BR><BR>Геннадий Егоров, <BR>заместитель руководителя ГБУ "Волго-Балт": <BR>"Мы регулируем движение, а не контролируем, кто что возит! У нас 250 единиц флота: кто возит, что возит, зачем возит - за всеми не уследишь. У нас есть речной регистр, в котором все написано - что можно возить, где и как. И есть инспекция, следящая за выполнением этого регистра. Да, я занимаюсь вопросами ГО и ЧС; но что касается экологической обстановки на Неве, не стоит все валить на аварии и нефтеперевозки! Реку-то все загрязняют!"<BR><BR>Марк Оскотский, <BR>заместитель директора по производству ГУП "Ленводхоз":<BR>"Ситуация, конечно, непростая. И в случае аварии неприятности грозят городу большие: это касается и охраны окружающей среды, и природных ресурсов, и внешнего вида города, набережных. Проблем аварии создают много. Но мы не занимаемся предотвращением чрезвычайных ситуаций, наше дело - ликвидировать последствия. У нас есть служба по ликвидации разливов на несудоходных реках, а судоходные реки - не наш район ответственности". <BR><BR>Леонид Белов, <BR>начальник морского спасательно-координационного центра Морской администрации порта СПб: <BR>"Вообще-то моя забота - акватория морского порта и Финский залив. Но в ликвидации октябрьской аварии мы участвовали, понимая всю трагичность и катастрофичность ситуации: через несколько часов все это было бы в городе!<BR>Я спасательному делу отдал более 30 лет своей жизни и слежу за всем, что происходит. А происходит всегда одно и то же: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Меня, как коренного ленинградца, не может не возмущать, что ничего не делается. В свое время я предлагал создать специальное подразделение аварийно-спасательной службы в районе Петрокрепости, но мне сказали: "Не лезь не в свое дело". <BR><BR>Николай Фомин, <BR>начальник Северо-Западной инспекции речного регистра:<BR>"То, что случилось с Нефтерудовозом-7, может случиться с любым видом транспорта, и флот - не исключение. Если хотите жить безопасно - летайте на самолетах: авиация - самый безопасный вид транспорта. <BR>Нефтерудовозы на сегодняшний день отвечают стандартам экологической безопасности до конца своего срока службы. Как правило, это 39 лет. Этот срок уже на исходе. Новые Правила (раз в 5 лет они переиздаются - сейчас действуют Правила 1995 года, в 2001 будут новые) предусматривают конструктивную защиту грузовых танков в случае посадки на мель. Но все суда (а их порядка 150, и однокорпусных всего семь) оснастить невозможно: на одно такое судно, как Нефтерудовоз-7, боновых заграждений нужно 250 метров.<BR>Но что говорить о технических средствах, главный критерий безопасности - человеческий фактор. По данным Международной морской организации, в мировом мореплавании по вине человеческого фактора происходит 80-85% происшествий. А в России, наверное, и все 99!"<BR><BR>Валерий Зайцев, <BR>начальник спецморинспекции Государственного комитета охраны окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленобласти (Ленкомэкология):<BR>"Мы сами не занимаемся уборкой рек от загрязнений, мы контролируем и координируем действия ответственных за это организаций. У нас есть план мероприятий по повышению уровня безопасности судоходства на Неве, утвержденный министром транспорта Франком. И все суда ("Волгонефти" и нефтерудовозы, как самые опасные перевозчики) работают строго по этому плану. <BR>Задача морской инспекции - добиться, чтобы ни одно судно не зашло в Петербург с нарушениями мер безопасности. Создан пост проверки всех судов, перевозящих нефтепродукты и минеральные удобрения, в городе Шлиссельбурге. Этот пост создан самим "Волготанкером". А мы, как государственный контролирующий орган, проверяем их". <BR>Татьяна Преснякова, <BR>заместитель директора ООО "Питертранс": <BR>"Ну есть у Ленкомэкологии программа, а что толку? Когда авария произошла - тогда пару дней посуетились: боновые поставили, что-то там пособирали... В основном мазут на дне остался, и сейчас масляная пленка от него всплывает. Вода теплая стала (лето все-таки на дворе!), винты баламутят воду - и она поднимается. С моста-то не видно, особенно когда ветер сильный, и никто на это внимания не обращает. И никто ее не собирает! Мы могли бы этим заняться, но частные структуры город не пускает. Управление по охране окружающей среды всячески лоббирует только интересы Ленводхоза и "Пиларн", а они почти ничего не делают! То нефтесборочное оборудование финской фирмы "Лори", которое получил "Пиларн" много лет назад бесплатно, где? Как лежало на складе, так и лежит. У них нет судов-носителей, специальных судов, которые могли бы работать с этим оборудованием. <BR>У нас нет такого современного оборудования, но у нас есть суда-носители. Мы делаем свое нефтесборочное оборудование, пусть примитивное, зато способное собирать пленку. Но в город нас не пускают, мы работаем только в морском порту. А в городе ни мусор, ни пленку на реках и каналах не собирают. Да, пытается Ленводхоз, во всяком случае, мы видели: ставят боновое заграждение, собирают - а потом выпускают в акваторию порта! <BR>Что касается других организаций - они заявляют о том, что способны и готовы участвовать в аварийных ситуациях, а ежедневной работой, кроме нас, никто не занимается". <BR>