00:0024 января 200000:00
198просмотров
00:0024 января 2000
К идее кадровой политики, основанной на психологической типизации, петербургские менеджеры-руководители относятся с любопытством. Но следовать ей пока не собираются.
К идее кадровой политики, основанной на психологической типизации, петербургские
менеджеры-руководители относятся с любопытством. Но следовать ей пока не
собираются.
Альянс психолога и бизнесмена, по мнению психологов, скажется на делах фирмы
самым благоприятным образом. Мнение же бизнесменов не столь однозначно.
Психологи уверены, что стоит только "типологизировать" каждого сотрудника и
подобрать ему в соответствии с типом наиболее психологически комфортную
должность в структуре фирмы, и у организации дела сразу пойдут куда успешнее.
"Человек должен работать в собственном естественном режиме - так, как ему
комфортно. А если он все время себя "пережимает" - отсюда и стрессы, и
перегрузки; человек рано или поздно выходит из строя", - комментирует доцент
Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Филатова.
Видеть цель
Однако опрошенные "ДП" руководители к необходимости типологизации персонала
относятся скептически, и их недоверие связано прежде всего с сомнением в
объективности. "Да, мне было бы интересно получить такие данные, - признался
генеральный директор компании "Бегаль" Андрей Бегаль. - Но вряд ли вслед за этим
последовали бы серьезные выводы".
"Это лекарство хорошо, когда диагноз правильный, - говорит директор по
маркетингу ООО "Орими Трейд" Елена Холупко. - Хорошо, когда знания есть, но
нельзя предполагать, что эти знания окончательные. И любой типологии мало для
того, чтобы ориентироваться в человеке. Я считаю, что человек богаче, чем любое
представление о нем. Если он видит перед собой цель - может сделать многое,
удивив любого "типолога".
Раскрыть человека
"Человек предрасположен к тому или иному поведению, виду деятельности, он
поступает так, как природой заложено, - согласен Игорь Лященко, генеральный
директор торгового дома "Девяткино". - Вопрос же заключается в "вытаскивании"
достоверной информации - это самая большая проблема, с которой я пока не
справился, хотя моя служба персонала пытается этим заниматься. Но, в моем
представлении, для этого требуется не столько диплом психолога, сколько
жизненный опыт, опыт общения с широкой категорией людей. Если ко мне обратятся с
предложением "протипологизировать" сотрудников, буду только рад. Я полностью
согласен, что типаж предопределяет поведение, и в грамотном бизнесе никогда нет
противоречия между человеком и его работой. Но раскрыть человека очень трудно.
Для этого скорее нужно не образование, а дар Божий".
В ОАО "ПСБ" также придается значение психологическим характеристикам человека
при приеме на работу: "Человеку должно быть в меру комфортно не только в
коллективе, но и с самим делом, которому отдаются часы и годы", - говорит
начальник отдела рекламы и PR ОАО "ПСБ" Валерий Долбежкин.
Хорошо, да худо
Вторая причина того, что теоретические изыскания психологов не очень-то
приветствуются руководителями-практиками, - традиционный приоритет опыта и
квалификации над психологическими характеристиками человека. Не опровергая
значимость последних, руководители все же предпочитают ориентироваться на
первые.
"Человек - настолько гибкий в психологическом плане субъект, что ставить во
главу угла при профессиональном отборе именно психологические характеристики -
опрометчивый шаг. В первую очередь необходимо оценивать профессионализм
работника, и только при прочих равных условиях могут приниматься во внимание
психологические характеристики, - считает директор по маркетингу фирмы "Бест
Керамикс" Андрей Минин. - К типологизации отношусь достаточно нейтрально, со
здоровой долей скептицизма. Неоднократно сам проходил подобные тесты. По-моему,
без дальнейшей конкретной программы работы с профессиональным психологом это
мало что дает".
"Несмотря на психологическое образование, к идее таких тестирований отношусь
скептически, - говорит директор Клуба петербургских рекламодателей Мария
Смольникова. - Гораздо важнее навыки и образование".
Ориентированная на психотипы кадровая политика, по мнению руководителей,
зачастую невыгодна и самим сотрудникам. "В нашем обществе еще не отменена оплата
"по труду". Поэтому не всегда комфортные психологические условия означают
приемлемую должность и оплату. И человеку приходится подстраиваться под
"окружающую среду", - пояснил Андрей Минин.
Генеральный директор компании "Бегаль" рассказал, что на его предприятии
кадровая политика проводится по принципу выживания: "Если человек нормально
справляется с работой - продвигается по служебной лестнице, если не очень - в
лучшем случае этой работе соответствует, если не справляется - сам понимает, что
это не для него".
Соционические типы
Градаций на психотипы, в том числе руководителей, столько же, сколько
психологических школ и направлений. Иногда психотипам для наглядности
присваиваются емкие имена-характеристики: "небожитель", "папа", "школьный
учитель", "строитель" (см. "ДП" 122/99).
В соционике все психотипы с этой же целью названы именами известных людей и
литературных героев.
"В бизнесе среди руководителей высшего звена наблюдается преобладание четырех
психотипов", - рассказывает Екатерина Филатова.
Наполеон (Лидер)
В нестабильной российской действительности лучше всего уживается в качестве
руководителя, поскольку весьма стрессоустойчив и обладает крепкой нервной
системой. Достаточно авторитарен, любит и умеет манипулировать людьми, но при
этом легко обходит "острые углы" и может нивелировать конфликты между
сотрудниками. Благодаря дипломатическим способностям запросто сможет в условиях
недостатка финансовых средств уговорить сотрудников работать "за идею". Способен
поднять с нуля любой проект даже в самых безнадежных условиях.
Жуков (Организатор)
В отличие от Лидера, придает большее значение не взаимоотношениям с людьми, а
объективному миру - предметам, производству. Если кто-то из сотрудников делает
не так, как он считает нужным, может проявить жесткость и непримиримость даже в
мелочах - и в ультимативной форме. Если Лидер стремится увлечь окружающих своими
идеями, то Организатор прежде всего трезво просчитывает ходы и последствия
событий. Хорошо работает в условиях аврала.
Максим (Систематик)
Это - человек структуры: работает четко, как компьютер. Идеален для бизнеса,
которому не требуется использование прорывных технологий: Систематик склонен
шлифовать детали. Под его руководством могут хорошо выполняться производственные
планы к определенному сроку, но вряд ли будут процветать поисковые и
исследовательские работы. Как руководитель может быть жестким и даже
безжалостным.
Штирлиц (Администратор)
Если фирма уже заняла свое место под солнцем, сумеет поддержать в ней должный
порядок. Но, в отличие от Систематика, позаботится и о сотрудниках:
Администратор воспринимает людей как элемент производства и умеет создавать для
них комфортные условия. В работе все доводит до совершенства.
"Психотип менеджера-руководителя должен соответствовать задаче, которая ставится
перед фирмой, - продолжает Екатерина Филатова. - Если это начало бизнеса, проект
на стадии запуска, нужны Наполеон и Жуков. Если фирма стабильна - рационалы
Максим и Штирлиц".
На первом плане
В типологии Голланда представлены шесть психотипов.
Предпринимательский тип - тип хозяина бизнеса, направленного исключительно на
получение прибыли. Объяснить ему, что не только она является целью организации,
очень сложно. Такие люди ориентированы на краткосрочные стратегии в бизнесе, они
не готовы к планированию.
Сфера приложения сил исследовательского типа - интеллектуальный труд: по
Голланду, люди с таким психотипом бизнесом не занимаются. Но в России все
по-своему. Многие наши бизнесмены - выходцы из науки, вынужденные в свое время
поменять сферу деятельности. И их бизнес, как правило, интеллектуальноемкий, не
сводящийся к формуле "купил - продал". И все же из "чистых" "исследователей"
удачливые бизнесмены не получаются: они чересчур осторожны, так как слишком
хорошо понимают опасности и сложности ведения бизнеса, не склонны идти на риск.
Бизнесмены с преобладающим артистическим компонентом, наоборот, легко идут на
авантюры, с легкостью берутся за дело, о котором не имеют никакого
представления. И авантюризм в сочетании с интеллектом и уверенностью в победе
приносит свои плоды: "артисты" действительно могут справиться с самой сложной
задачей. Их основной недостаток - принятие решений и оценка людей по принципу
"нравится - не нравится". Решения принимаются скорее на эмоциональном, а не на
рациональном основании.
Реалистический тип хорош только для стационарной работы: он предельно конкретен,
ему надо видеть предмет своего труда. Этот тип крайне неуспешен, например, в
рекламном или страховом бизнесе: продаваемая услуга - вещь в физическом плане
неконкретная, ее руками не пощупаешь.
Конвенциональный тип стремится все упорядочивать и систематизировать. "Чистому"
"конвенционалу", строго ориентированному на закон, вести бизнес в нашей стране
очень сложно. Человек с таким типом очень зависим от инструкций и, как правило,
плохой руководитель.
Для социального типа главное - общение и контакты. Работая за компьютером, он
будет комментировать каждое нажатие клавиши. Этот тип подходящ для менеджера по
персоналу.
Как правило, в людях бывают достаточно выражены два-три типа.
Например, "предприниматель-конвенционал" - это финансовый директор: с одной
стороны, он склонен к смелым решениям, с другой - к порядку, подсчетам, анализу.
Тип "предприниматель-исследователь" - для сложного бизнеса, часто встречается в
финансовой сфере, в рекламном бизнесе - везде, где "интересно подумать".
"Я считаю, что предпочтительнее грубое деление на типы аналитика и синтетика, -
говорит консультант по управлению фирмы "Гамма" Ольга Лакрисенко. - Этот тандем
очень успешен в бизнесе: один генерирует идеи, другой оттачивает детали. По
голландовской типологии он будет "конвенционал-исследователь-реалист". Это не
руководитель, а скорее второе лицо в организации, и пока такой человек не
появлялся на горизонте, поскольку не был востребован в "бизнесе здравого
смысла". Но сегодня, мне кажется, будет востребовано именно "второе лицо",
которое будет точно просчитывать ситуацию и предсказывать развитие
событий".(О.К.)