На новом Законе "О банкротстве" зарабатывают "свободные художники"

<BR>

zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>Новый Закон "О банкротстве", введенный в действие в марте прошлого года, привел к значительному увеличению возбужденных дел о признании предприятий несостоятельными. Практика его применения показала, что он используется не только для оздоровления экономики.<BR>Закон, миссия которого - устранять с рынка неплатежеспособные предприятия и улучшать платежную дисциплину, используется нередко для совсем других целей. Он используется для захвата относительно благополучных предприятий и шантажа руководителей компаний. <BR><BR><B>Не по назначению</B><BR>По идее, новый закон должен способствовать искоренению распространенной практики задержки платежей. Однако на ежегодной конференции по управлению, проведенной исследовательско-консультационной фирмой "Альт" в конце ноября 1999 года, участники чаще упоминали другие результаты изменения законодательства России. <BR>Например, энергетические монополисты в некоторых регионах используют Закон "О банкротстве" для выколачивания долгов. "Энергетики, таким образом, получают деньги в первую очередь. Хотя у предприятия-должника есть и другие кредиторы, которые также имеют право на погашение долгов. В результате создается нездоровая обстановка, что в целом не содействует нормальному функционированию предприятия. Ведь есть другие способы решения проблемы. Можно провести переговоры с последующей реструктуризацией долгов. "Ленэнерго" могло бы обанкротить треть петербургских предприятий. Хорошо, что до этого дело не дошло", - говорит Дмитрий Сироткин, заместитель директора ИКФ "Альт".<BR>Энергетические компании, как и прочие структуры, новый закон используют также для захвата вполне благополучных предприятий. "По формальным признакам можно обанкротить даже ту компанию, которая имеет неплохие финансовые показатели", - поясняет Дмитрий Сироткин. К прочим структурам относятся мошеннические фирмы, которые имеют целью выдавливание соков из предприятия после установления над ним контроля, а также компании, расширяющие свою сферу деятельности за счет получения в собственность предприятий через процедуру банкротства. <BR>Пока передел собственности через признание предприятий несостоятельными касается в основном малых и средних предприятий, как менее заметных. Однако есть случаи смены собственника подобным способом и на очень крупных предприятиях. Например, в Петербурге через введение внешнего управления "Энергомашиностроительная корпорация" лишилась контроля над АО "Ленинградский металлический завод".<BR><BR><B>Спасители топят предприятия</B><BR>Среди активных игроков передела собственности замечены различные ассоциации антикризисных управляющих. Они, как правило, имеют тесные связи с руководителями территориальных управлений Федеральной службы по делам о несостоятельности и местной налоговой инспекции. Хорошие связи позволяют им не только устанавливать контроль над предприятиями, но и использовать новый закон для шантажа руководителей задолжавших предприятий. До признания предприятия несостоятельным антикризисные специалисты должника не доводят, если руководитель, боясь потерять свое место в результате банкротства, выполнит ряд их требований. Прежде чем выставлять свои требования, они скупают по дешевке долги выбранной жертвы. <BR>Юрий Фирсов, представляющий на конференции администрацию города Дзержинска Нижегородской области, назвал новых игроков на рынке "захвата" предприятий. Это естественные монополисты РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС" и аффилированные с ними структуры, региональные и муниципальные власти, относительно благополучно пережившие августовский кризис московские финансовые группы (например, "Альфа-группа"), крупные производители конечной продукции, пытающиеся замкнуть производственный цикл, менеджмент предприятий, находившихся ранее под контролем олигархических групп, а также так называемые "свободные художники", которые хорошо разбираются в законах и завязаны на государственные структуры. <BR>"Бывает, что на предприятии, лежащем на боку, сменяется менеджмент или собственник. Оно начинает улучшать финансовые показатели. И в это время с него в срочном порядке под угрозой банкротства требуют погашения долгов. Таким образом, предприятие загоняется обратно в число кризисных. Парадокс в том, что кредиторы начинаются шевелиться, когда предприятие набирает обороты. До этого они ничего не делают, поскольку с неработающих и почти неработающих компаний нечего взять", - поведал об еще одном негативном результате введения более жесткого Закона "О банкротстве" Дмитрий Сироткин.<BR><BR><B>Закон работает по-разному</B><BR>Судя по всему, интенсивность и способы использования нового, более жесткого Закона "О банкротстве" в разных регионах существенно различаются. В Нижегородской области за первые 14 месяцев применения нового закона было возбуждено дел о банкротстве больше, чем за все 5 лет действия предыдущего закона. В Северо-Западном регионе, по словам Александра Утевского, директора Северо-Западного территориального управления Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, количество возбужденных дел также увеличилось, но только на 30-35%, если сравнивать аналогичные периоды времени до и после введения в действие нового закона. <BR>Юристы Петербурга, для которых возбуждаемые дела о признании предприятий несостоятельными близки по роду деятельности, не считают, что в городе широко распространена практика использования Закона "О банкротстве" с целью шантажа руководителей и захвата предприятий.<BR>"В новом законе более подробно прописана процедура признания предприятия несостоятельным. Хотя кредиторы и получили больше прав, должник имеет возможность избежать процедуры банкротства, если в рамках возбужденного дела погасит свою задолженность. <BR>Изменения в законодательстве привели к тому, что к нам чаще обращаются компании по вопросам применения Закона о банкротстве и реструктуризации предприятий. Не исключено, что это свидетельствует о наметившемся оздоровлении экономики. Однако новый закон имеет определенные недостатки, которые могут быть использованы заинтересованными лицами для достижения своих целей, не всегда согласующихся с интересами основной массы кредиторов. Например, закон не регламентирует выход из ситуации, когда руководитель предприятия-должника и один из кредиторов посредством некорректно исполненных сделок увеличивают задолженность предприятия перед этим кредитором. <BR>При этом данный кредитор получает возможность голосовать в собрании кредиторов за принятие выгодных только ему решений. Однако назначенный арбитражным судом временный управляющий, в свою очередь, не имеет возможности как заявить требование о надлежащем исполнении со стороны кредитора вышеуказанной сделки, так и оспорить акт, вынесенный судом без достаточных оснований, об установлении размера требований данного кредитора к должнику. Подобный правой вакуум не будет способствовать укреплению уверенности субъектов рынка в надлежащем выполнении их контрагентами взятых на себя обязательств", - рассказал директор консультационно-правового департамента ООО "Балт-аудит-эксперт" Александр Павленко.<BR>"Переделу собственности скорее способствовали правила и процедуры, введенные до нового закона "О банкротстве". Они отражены в Постановлении Правительства РФ 1994 года "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Вот это был и впрямь не документ, а инструкция по разделке туши. Строго говоря, он позволял признать банкротом предприятие, у которого вообще не было долгов, а была только "неудовлетворительная структура баланса", - считает Леонид Гендлер, руководитель группы управленческого консультирования консультационной фирмы "МКД-Партнер". <BR><BR><B>Удар по должникам бюджета</B><BR>Широкое использование нового закона в Петербурге и Северо-Западном регионе с целью передела собственности не замечено. Однако никто из опрошенных корреспондентом "ДП" специалистов не упомянул об улучшении платежной дисциплины между предприятиями. В столице это явление подмечено генеральным директором московской компании "ПАКК" Сергеем Романенко. "Многочисленные процедуры банкротства приучили менеджеров более серьезно относится к обязанностям перед контрагентами", - утверждает Сергей Романенко.<BR>В Северной столице замечено лишь улучшение дисциплины при осуществлении налоговых платежей. "Общая задолженность предприятий перед бюджетами разного уровня в Петербурге снизилась благодаря введению в действие нового Закона "О банкротстве". Увеличилась собираемость текущих налогов. Этот процесс будет продолжаться и дальше. Многим должникам предъявлен ультиматум: либо они погасят долги перед бюджетом, либо будут подвергнуты процедуре банкротства", - обещает начальник отдела информации и общественных связей Управления налоговой службы по Петербургу Виктория Орлова. <BR>В некоторых регионах России уже немало примеров преобразования коммерческих предприятий, задолжавших государству, в государственные унитарные предприятия. Не исключено, что подобная перспектива ожидает некоторых петербургских должников.<BR>"По Северо-Западному региону нам удалось взыскать в 1999 году задолженность на 3 млрд рублей. Это на порядок больше, чем до введения в действие нового Закона "О банкротстве". Кроме того, сейчас стала широко распространена практика досудебного восстановления платежеспособности предприятий. Попытки обанкротить предприятия с целью захвата или установления контроля над ними мы пресекаем. Нам удалось предотвратить признание банкротами, к примеру, ЛАЭС и Карбюраторного завода", - доволен Александр Утевский. <BR>Можно сделать вывод, что принятие нового Закона "О банкротстве" благоприятно сказалось на экономике города. В то же время он еще не достаточно широко используется петербургскими предприятиями для обеспечения своевременных платежей по счетам.